Зелёный свет. Психология 
  Консультация Личность Первое десятилетие Вторые полвека Особенные люди
Наука Практикум Пси-профи
 
 

Старость. Историко-культурные традиции и стереотипы

Старость – закономерный и биологически обоснованный этап в жизни человека. В философском и психологическом рассмотрении только с позиций старшего возраста можно рассмотреть жизнь как целое, состоящее из разных сущностей, и как циклический процесс смены поколений. Только с точки зрения пожившего человека можно воспринять перспективы развития общества и выживания человечества как биологического вида. Старость характеризуется не только угасающими способностями, но и качественными изменениями психики, достижением внутренней гармонии и мудрости.

Однако увеличение числа пожилых и старых людей, а также изменения в демографическом соотношении молодых и старых способствуют развитию ряда проблем в социальном, политическом и экономическом укладе. Преимущества прогресса и достижения медицины способствуют увеличению продолжительности жизни, но вместе с тем выводят на первый план проблемы растущего сообщества пожилых и старых.

Старость. Историко-культурные традиции и стереотипы

Пожилой возраст в историко-культурном рассмотрении

Почти все культурные и национальные формации в истории человечества зафиксировали свой интерес к теме старения в мифологических традициях и философских построениях. При этом важно отметить, что само явление долголетия было довольно редким. По разным оценкам вплоть до середины XX века количество людей старше 65 лет составляло не более 1-2% от общего количества населения (без учёта высокой детской смертности). Малочисленность пожилых и старых людей, отсутствие системных знаний о причинах различных возрастных болезней и способах борьбы с ними определяли изрядное количество домыслов и предположений, зачастую сформировавших и ряд суеверий и предрассудков.

В большинстве цивилизаций и культур мира в отношении к старости можно выделить три направления:

1. Старые люди почитались и уважались как носители знаний и культурных ценностей, как мудрецы и хранители истории. В христианской традиции почтенный возраст воспринимался как награда за благочестивую жизнь, заповеди о почитании отца и матери вошли в тексты Библии и стали рассматриваться в догматическом и безусловном ключе. Схожие постулаты были приняты и в восточных культурах, где старший член семьи обладал особым статусом и преимущественным правом голоса.

При этом сказочно-фольклорные старики и старухи позитивного плана часто отличались отменным здоровьем, энергией, высокими когнитивными способностями и высоким уровнем интеллекта. По всей видимости этому способствовал тот факт, что до возраста долголетия доживали устойчивые у инфекциям и здравомыслящие люди, ведущие достаточно активный образ жизни.

2. Старые люди воспринимались в негативном ключе, как люди, проявляющие отрицательные качества и свойства. Старость предполагалась временем угасания, печали, уныния, а иногда и безумия. При этом даже такое свойство интеллекта пожилого человека как мудрость могло обрастать обвинениями в колдовстве и злонамеренности. В этих представлениях нашли своё отражение изменения психики, специфичные для людей пожилого и старого возраста, подчас в гипертрофированном или гротескном ключе.

3. Немощные и престарелые люди воспринимались как обуза, «крест», даже наказание. Уход за пожилым человеком ассоциировался с тяжёлым трудом и сложными моральными нагрузками. В ряде культур и социумов развились традиции эвтаназии и добровольного ухода из жизни людей, преодолевающих определённый возрастной порог. В основе таких традиций лежали как представления об избавлении самого пожилого человека от страданий и хронических болей, так и соображения утилитарного избавления близких от рутинной заботы о старике или старухе.

Старость. Историко-культурные традиции и стереотипы

Оценивая российские историко-культурные традиции отношения к старости необходимо отметить и три специфичных фактора:

1. Прежде всего, это географическая особенность – огромные расстояния и невозможность получения квалифицированной медицинской помощи в отдалённых населённых пунктах, а зачастую и в районных, и в областных центрах. Значительная часть населения Российской империи традиционно полагалась на местных деревенских знахарок и целителей. Отчасти этим, а также сложностью доступа к высокотехнологичной и компетентной медицине, определяется склонность россиян к самолечению и помощи различных народных лекарей в настоящее время.

2. Второй особенностью является ориентация на смирение перед старостью и терпеливое перенесение её тягот, причём ряд суеверных представлений отказывает пожилым и старым людям в самой возможности улучшения состояния сравнительно простыми средствами и методами. В целом, это сформировало практику обращения к врачам в случаях острой симптоматики или кризисных состояний, в то время как современная диагностика способна выявить и преодолеть многие проблемы на ранних стадиях. Своевременный контроль за самочувствием и регулярные визиты к врачам не входят в число приоритетов большинства россиян среднего возраста, и в результате к возрасту угасания многие приходят с хроническими синдромами, которых можно было бы избежать или скомпенсировать на начальном этапе развития.

3. Третьим специфичным фактором является строго негативное отношение к заведениям, специализирующимся на уходе за престарелыми. Как дореволюционные богадельни, так и советские дома престарелых стали синонимами бедности и унижения. Большинство людей средних лет боится попасть в дом престарелых и готово предпочесть ранний уход из жизни долгому существованию в стенах специального заведения.

Многие родители открыто декларируют детям, что в старости рассчитывают на уход любого уровня сложности со стороны детей. Внутрисемейное давление, а иногда и шантаж приводят к разрушению семейных отношений подчас задолго до того, как необходимость ухода реально возникает. А если необходимость и возникает, домашний уход часто не может обеспечить всех потребностей пожилых и старых людей.

Мировая практика ухода за пожилыми и старыми людьми давно ушла от концепции домов престарелых как «места хранения стариков», где подопечные оказываются в изоляции и одиночестве. Основной идеей новых концепций является продление периода активности и сохранение функций самообеспечения на возможно более долгое время, при этом персоналу вменяется в обязанность тактичность, бережность и внимательность по отношению к подопечным. Первые заведения европейского уровня появляются и в России, однако они рассчитаны на состоятельных людей, и сам общественный настрой требует постепенного отхода от стереотипов отрицательного восприятия дома престарелых.

Старость. Историко-культурные традиции и стереотипы

Стереотипы и предрассудки по отношению к пожилым людям

В европейской культуре прослеживается два направления стереотипов в представлениях о пожилом и старом возрасте. С одной стороны, старость представляется временем мудрости и безмятежного отдыха от трудов, с другой стороны, наличествует и пренебрежение стариками, ироничное, а подчас жестокое отношение к немощности и болезненности людей пожилого возраста.

В восточных культурах преобладает почтительное и уважительное к старым людям, но в то же время есть и мотивы устранения их от реальной жизни, старикам отводятся ограниченные и декоративные роли.

Типичным является гендерное различие в восприятии старых женщин и мужчин. Если старики чаще выступают в роли учителей и мудрецов, то старухи обычно представляются недружелюбными ведьмами или просто вредными и недалёкими женщинами. В истоках такого разделения отмечается влияние множественных внутрисемейных конфликтов – в среднем, напряжённые отношения складываются чаще с тёщами и свекровями, активнее и нетерпимее вмешивающимися в семейную жизнь молодых пар.

Ряд исследователей отмечает разницу отношения к пожилым между сельским и городским населением. Горожане менее лояльны к старикам, но в то же время и менее категоричны в оценке их функции в обществе, для сельских жителей более характерно почтительное уважение к старикам, но и более резкое отрицание их возможностей. По всей видимости, эта разница обусловлена способностью пожилых участвовать в ряде городских событий и явлений, но снижением физических возможностей работы в сельском хозяйстве.

В целом, предрассудки по отношению к пожилым и старым людям демонстрируют резкую категоричность мнений Если рассматривается вопрос финансового благополучия, то пожилые люди рисуются или крайне бедными, влачащими жалкое существование, или, наоборот, состоятельными и ведущими праздный образ жизни. Если оценивается здоровье, то приводятся примеры или немощных инвалидов, или бодрых и жизнерадостных долгожителей. Если разговор идёт об интеллектуальном уровне, то пожилые люди изображаются или сплошь догматиками и резонёрами, или преувеличенно умными с даром предвидения.

Стереотипы оказывают мощное влияние как на правительственные решения, так и на общественную среду, в целом не ориентированную на полноценное участие людей пожилого и старого возраста в социально-общественных событиях и явлениях. С одной стороны, предрассудки способствуют формированию у части стареющих людей негативного отношения к собственной старости. С другой стороны, стереотипы приводят к ограничениям старых и пожилых людей.

В общественных укладах прошлых столетий, где люди пожилого и старого возраста составляли незначительную часть сравнительно небольших сообществ, многое решал индивидуальный подход. Однако современные урбанистические тенденции и жизнь в многомиллионных городах определяют и некорректные обобщения, и полярность отношений к людям старого и пожилого возраста. В то же время и сами пожилые люди образуют большие сообщества, диктуя молодёжи свои представления по различным вопросам как морального, так и политического, общественного свойства.

Преодоление стереотипов и сглаживание категоричных предрассудков важно как для нормализации психоэмоционального состояния самих пожилых людей, так и для улучшения общего общественного климата, который, в свою очередь, способен позитивно повлиять и на социально-экономические процессы.

Татьяна Селянинова, психолог. 2017

Литература:
•   Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – Спб.: ООО «Питер Принт», 2004.
•   Кулагина И. Ю., Кялюцкий В. Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. – М.: «ТЦ Сфера», 2000.
•   Селянинова Т.Ю. Психология пожилого и старческого возраста. - Саратов: МАЭО, 2017.


Следующая страница: Старость. Социально-экономические тенденции

  • Главная   • Психология   • Вторые полвека   • Старость. Историко-культурные традиции и стереотипы  

+7 (926) 663-08-79
Консультация Условия и ценыПростые ответы на элементарные вопросыНаправления психологииМетоды психотерапииЛичность Не хочу бояться, хочу путешествоватьЧетыре типа темпераментаТелосложение и темпераментФизиологические основы темпераментаПервое десятилетие Звуковая среда для малышаНа пути к взрослениюТеатр для малышаСчиталки. Развитие речи и навыков общенияКак учить стихи?Переход на «школьное» времяРебёнок врёт или фантазирует?Будь бобр!Как приручить Чеширского КотаВторые полвека Старость. Историко-культурные традиции и стереотипыСтарость. Социально-экономические тенденцииПринципы достойной старости Три важных фактора сохранения долголетияКонцепция успешного старенияПроблема периодизации возраста старостиСтарение как биологический процессПроцессы старения организмаСоциальные аспекты старенияИзменения когнитивной сферы в возрасте поздней зрелостиСохранение памяти и интеллекта в возрасте поздней зрелостиРазвитие личности в старостиОсобенности разных периодов старостиСемейные и дружеские отношения в пожилом возрастеРабота и уход на пенсиюТипы приспособления личности к старостиCтарая зависть к новой молодости Особенные люди Набойка по ткани. Продуктивное творчество детей и взрослых с ОВЗ. Научный подход Математика в психологииПсихология и кибернетикаРефлекс - от физиологии к психологииПрактикум Песочная терапия«Песочные фантазии». Терапия для детей 3-8 летПси-профи Профессиональная деформация психологаСложности работы психолога с пожилыми людьмиОсобенности общения психолога с пожилыми людьмиНравственные соблазны психолога-консультантаСайты и сообщества психологов



 
  © ZS7.ru Зелёный свет. Платформа №7, 2008-2017.
Психологическая консультация: гармоничное развитие личности, преодоление кризисов и эмоциональных травм, спокойное и разумное восприятие себя и мира, решение проблем общения и взаимопонимания.
контакты
о проекте
карта сайта

Зелёный свет в социальной сети Facebook  Зеленый свет в социальной сети Вконтакте
+7 (926) 663-08-79

 
 
  Архитектура Строительство Интерьер Красота Культура История Детский мир Безопасность
Наука и техника Бизнес Промышленность Оборудование Еда Вино Туризм Калейдоскоп