Зелёный свет. Психология 
  Консультация Личность Первое десятилетие Вторые полвека Особенные люди
Наука Практикум Пси-профи
 
 

Считалки. Развитие речи и навыков общения

Родителям дошкольников нередко приходится сталкиваться с ситуацией, когда дети, не поделив игрушку, книжку или, к примеру, возможность первым покачаться на качелях, буквально готовы разорвать друг друга в клочья. Вместо того чтобы в очередной раз ругать маленьких драчунов, научите их договариваться с помощью считалок.

Казалось бы, со времён нашего детства не так много воды утекло, а между тем считалки уже практически исчезли из обихода юного поколения. Когда просишь нынешних детей о чём-то договориться, в лучшем случае самые коммуникабельные сумеют найти слова, чтобы объяснить, почему, к примеру, водящими в игре должны быть именно они, почему им надо первыми попробовать покататься на качелях, в худшем – завяжется та самая драка. Поэтому давайте вспоминать, как мы сами договаривались в детстве, и учить этому детей.

Жребий брошен!

Во всех подвижных играх, в которые любят играть практически все дети, необходим водящий. Чтобы его выборы не превратились в настоящее сражение между детьми, научите их выбирать водящего с помощью МЕТКИ: для каждого ребёнка надо приготовить по одинаковой палочке, спичке или травинке, одну из которых следует укоротить, и после этого, зажав их в руке, предложить каждому игроку вытянуть любую метку. Тот, кому досталась самая маленькая палочка, и становится водящим.

Есть и еще один забытый, но очень интересный способ выбора ведущего, когда игрокам предлагается МЕРИТЬСЯ НА ПАЛКЕ или – как говорили раньше – КАНАТЬСЯ. Для этого один из детей берётся одной рукой за нижний конец длинной палки. Затем вплотную к его кулаку за палку берётся второй, третий и т. д. Когда каждый участник жеребьёвки уцепился за палку одной рукой, первый ребёнок обхватывает палку второй рукой, и всё повторяется вновь. Тот, кто захватит рукой верхний конец палки, и становится избранным.

И всё же наибольший интерес для детей представляют СЧИТАЛКИ, сопровождаемые рифмованными стишками с подчёркнуто строгим соблюдением ритма. Самый распространенный вид считалки предназначен непосредственно для расчёта играющих:

За стеклянными дверями
Стоит мишка с пирогами.
– Мишка, Мишенька-дружок,
Сколько стоит пирожок?
– Пирожок-то стоит три,
А водить-то будешь ты!
Над горою солнце встало,
С неба яблоко упало,
По лазоревым лугам
Покатилось прямо к нам!
Покатилось, покатилось,
В речку с мостика свалилось,
Кто увидел – не дремли,
Поскорей его лови!
Кто поймал, тот молодец,
Ведь считалочке конец!
Черепаха хвост поджала
И за зайцем побежала,
Оказалась впереди,
Кто не верит – выходи!
Плыл по морю чемодан,
В чемодане был диван,
На диване ехал слон.
Кто не верит – выйди вон!

Чтобы посчитаться, дети становятся в тесный круг и хором говорят считалку, каждый слог которой сопровождается прикосновением к одному из игроков. Тот, на кого придётся последний слог, водит, или наоборот – если так договорились игроки – выходит из круга, а водит в этом случае последний оставшийся.

Считалки. Развитие речи и навыков общения

Если вы помните, были в нашем детстве и другие считалки, которые предназначались одновременно и для расчёта, и для игры. Именно эти считалки заканчиваются вопросами или заданиями. Игрокам нередко приходится делать какой-то «выбор», а, следовательно, проявлять свою находчивость, сообразительность и внимательность. Чтобы выиграть, нужно точно запомнить, с кого начался расчёт, быстро отсчитать своё место в круге и выкрикнуть нужное слово или число. К такому типу считалок относится известная «На золотом крыльце сидели…», которую вы наверняка вспомните и научите ей своих детей. А здесь мы приводим еще несколько интересных считалок «с выбором». Вот, к примеру, считалки для малышей:

Подогрела чайка чайник,
Пригласила восемь чаек:
– Приходите все на чай!
Сколько чаек, отвечай!
Ехал чёрт на бочке,
Продавал цветочки:
Синий, красный, голубой –
Выбирай себе любой.

…и для тех, кто постарше:

Дора, Дора, помидора.
Мы в саду поймали вора.
Стали думать и гадать,
Как бы вора наказать.
Мы связали руки-ноги
И пустили по дороге.
Вор шёл, шёл, шёл
И корзиночку нашёл.
В этой маленькой корзинке
Есть помада и духи,
Ленты, кружево, ботинки -
Что угодно для души?

Есть считалки, где игрок, выигравший по расчёту, отдаёт своё право покинуть круг другу, а сам остается для возможных испытаний:

Катилася тороба
Да с высокого горба.
В этой самой торобе
Хлеб да пшеница.
С кем хочешь – поделися!

Таинственные считалки

Лично мне в детстве очень нравились считалки со словами неизвестного происхождения. К примеру, попробуйте перевести слова из следующей считалки:

Тады-рады тынка –
Где же наша свинка?
Тады-рады толки:
Съели свинку волки!
Тады-радой тынкой –
Ты бы их дубинкой!
Тады-рады тутки:
С волком плохи шутки!
Тады-рады тышка –
Выходи, трусишка!

Сложно, но очень интересно. Но, оказывается, непонятные слова в считалках появились совсем не случайно. Истоки этой «галиматьи» надо искать в глубокой древности, куда и уходит корнями детская считалка.

Происхождение детских считалок, как и скороговорок, несомненно, связано с древними формами гаданий (выбор водящего посредством случая) и с архаичной верой в число. По мнению учёных, считалка есть не что иное, как охотничья жеребьёвка, связанная с гаданием (чёт – нечет, повезёт – не повезёт) и магией, которая должна принести удачу в охоте. Такие жеребьёвки включали в себя пересчёт участников, иногда с распределением ролей или функций в совместной охоте. Перед промыслом счёт решал многое. Человек с несчастливым числом, предназначенный к выполнению ответственной роли, мог погубить, по представлениям людей, всё дело.

Поэтому названия чисел у многих народов заменялись «непонятными» словами, что могло быть связано с верой в счастливые и несчастливые числа. Счётные слова нарочно искажались или заменялись бессмысленными созвучиями, иногда заимствованными числительными, иногда совсем заумной абракадаброй. Например, начало считалки «Эники, бэники, рэсь…» (известной у всех восточных славян) содержит видоизмененные латинские числительные unus, bini, tres (обозначающие соответственно «один», «два», «три»), а начальные слова считалок «Анцы, шванцы…» восходят к немецким числительным ein, zwei («один», «два») и т. д.

Немало было и других запретов, связанных с пересчётом чего-либо. Так, у живших в Забайкалье русских было запрещено считать гусей во время перелёта – кто не соблюдал этого запрета, тот якобы терял память. А у жителей Иркутской губернии запрещалось считать убитую дичь, иначе впредь не будет удачи.

Детская игра всегда воспроизводит жизнь взрослых. По-видимому, имитируя приготовление взрослых к серьёзным делам, дети и переняли у них «заумный счет», ставший прообразом современных «непонятных» считалок.

Со временем «считалка-абракадабра» стала развиваться своим особым путём, и новые бессмысленные элементы вносились в неё уже лишь как художественные детали. Но бессмыслица не могла долго жить в фольклоре, и в считалку стали проникать осмысленные фразы, отдельные слова. Из слов, составляющих считалку, сплеталось какое-то содержание, а вскоре появились и «сюжетные» положения:

Цынцы-брынцы, балалайка,
Цынцы-брынцы, заиграй-ка!
Цынцы-брынцы, не хочу,
Цынцы-брынцы, спать хочу.
Цынцы-брынцы, куда едешь?
Цынцы-брынцы, в городок.
Цынцы-брынцы, чего купишь?
Цынцы-брынцы, молоток.

Cчиталка-обучалка

Считалку можно использовать не только в качестве прелюдии к игре или как средство развития договорных отношений. Считалка может выступать и как прекрасное средство развития памяти – у многих не желающих учить стихи малышей она пробуждает потребность в заучивании. Ведь так хочется стать водящим хотя бы в считалке, а для этого надо знать нечто особенное, чего не знают остальные! А если постараться, можно найти и выучить с ребёнком не просто считалку, а считалку-обучалку. Например, такую:

В нашем кузовочке
Разные грибочки:
Рыжики, боровики,
Валуи, дождевики,
Шампиньоны и сморчки,
Грузди и моховики,
Две волнушки,
Три свинушки,
Сыроежки и чернушки,
Подосиновик, маслёнок,
Пять белянок и опёнок,
Две лисички, как сестрички,
Подберёзовик со спичку.
Нету только одного,
С тёмно-рыжей головой,
Самого большого,
Не скажу, какого.
Сам подумай, а пока –
Полезай из кузовка.

Возможно, знакомство со считалкой не только избавит ваших детей от лишних ссор, но и пробудит в них интерес к собственному словотворчеству. Не забудьте поделиться первыми стихотворными успехами крохи с нами! Кто знает, быть может, в вашем доме растёт будущий поэт…

Валентина Меркулова


Следующая страница: Как учить стихи?

  • Главная   • Психология   • Первое десятилетие   • Считалки. Развитие речи и навыков общения  

+7 (926) 663-08-79
Консультация Условия и ценыПростые ответы на элементарные вопросыНаправления психологииМетоды психотерапииЛичность Не хочу бояться, хочу путешествоватьЧетыре типа темпераментаТелосложение и темпераментФизиологические основы темпераментаПервое десятилетие Звуковая среда для малышаНа пути к взрослениюТеатр для малышаСчиталки. Развитие речи и навыков общенияКак учить стихи?Переход на «школьное» времяРебёнок врёт или фантазирует?Будь бобр!Как приручить Чеширского КотаВторые полвека Старость. Историко-культурные традиции и стереотипыСтарость. Социально-экономические тенденцииПринципы достойной старости Три важных фактора сохранения долголетияКонцепция успешного старенияПроблема периодизации возраста старостиСтарение как биологический процессПроцессы старения организмаСоциальные аспекты старенияИзменения когнитивной сферы в возрасте поздней зрелостиСохранение памяти и интеллекта в возрасте поздней зрелостиРазвитие личности в старостиОсобенности разных периодов старостиСемейные и дружеские отношения в пожилом возрастеРабота и уход на пенсиюТипы приспособления личности к старостиCтарая зависть к новой молодости Особенные люди Набойка по ткани. Продуктивное творчество детей и взрослых с ОВЗ. Научный подход Математика в психологииПсихология и кибернетикаРефлекс - от физиологии к психологииПрактикум Песочная терапия«Песочные фантазии». Терапия для детей 3-8 летПси-профи Профессиональная деформация психологаСложности работы психолога с пожилыми людьмиОсобенности общения психолога с пожилыми людьмиНравственные соблазны психолога-консультантаСайты и сообщества психологов



 
  © ZS7.ru Зелёный свет. Платформа №7, 2008-2017.
Психологическая консультация: гармоничное развитие личности, преодоление кризисов и эмоциональных травм, спокойное и разумное восприятие себя и мира, решение проблем общения и взаимопонимания.
контакты
о проекте
карта сайта

Зелёный свет в социальной сети Facebook  Зеленый свет в социальной сети Вконтакте
+7 (926) 663-08-79

 
 
  Архитектура Строительство Интерьер Красота Культура История Детский мир Безопасность
Наука и техника Бизнес Промышленность Оборудование Еда Вино Туризм Калейдоскоп