Зелёный свет. Психология 
  Консультация Личность Семья Первое десятилетие Вторые полвека Особенные люди
Наука Практикум Пси-профи
 
 

Театр для малыша

Игра – драматизация или театральное представление представляются одними из самых сложных видов детской игры. Кажется, что для них нужна большая подготовка: костюмы или куклы, декорации, выученные роли… Так ли это? На самом деле, театральное представление может и должно (до определенного возраста) рождаться на ходу, быть абсолютно спонтанным.

Моменты, вдохновляющие на маленькие постановки, есть в жизни каждой семьи. У кого-то они случаются во время вечерних прогулок по парку: наблюдая за тенями, малыш вдруг обнаруживает, что ими можно управлять, становясь то великаном, то карликом. У кого-то в актёров превращаются столовые приборы и салфетки, кто-то устраивает пальчиковые выступления…

Важно одно – все эти, такие понятные и простые игры и есть драматизация – основа театрального искусства.

Особая игра

Чем полезны игры в театр и чем они отличаются от других видов игры? Обычно сюжетная игра для ребёнка – это способ непосредственного переживания и участия в событиях. Играя с игрушками, малыш полностью охвачен происходящим в его маленьком мире, будь то строительство дома, поход в магазин или поездка на автомобиле. Игра в театр, в любом её проявлении, всегда предполагает некоторую степень отстраненности, присутствие зрителя. Если ребёнок следит за постановкой мамы или папы, он оказывается в роли наблюдателя – того, кто видит всю картину со стороны.

Сопереживая героям или даже общаясь с ними, он, тем не менее, остается в стороне. Такая отдаленность от главных действующих лиц и, вместе с тем, сочувствие им, способствуют развитию самосознания и рефлексии, а кроме того, конечно же, развитию произвольности. Ведь усидеть на месте, когда на сцене происходит что-то действительно волнующее, ой как сложно! Эти же способности развиваются не меньше, если малыш выступает в роли актёра и режиссера. Несмотря на то, что он находится по другую сторону кулис, от него тоже требуется выдержка, управление собственным поведением и эмоциями, а также отстраненный взгляд, охватывающий всё действие, всех героев и их отношения.

Театр для малыша

Правда, такое сложное психологическое содержание «театральной деятельности» возникает только в дошкольном возрасте. В раннем возрасте игры в театр (просмотр спектаклей и участие в небольших сценках) могут служить другим целям. В первую очередь, театральное представление является вдохновляющим примером для собственной игры ребёнка. Движения кукол, их речь, сюжеты историй – всё это пример для подражания, стимулирующий собственную активность малыша, пробуждающий его воображение. Участие в спектакле в качестве актёра или кукловода помогает добиться выразительности, научиться новым словам или движениям.

Театр для самых маленьких. С чего начать?

Самый простой вариант игры – драматизации в домашних условиях – спектакль игрушек. Уже в возрасте 6–7 месяцев вы можете «устраивать» представления для своего ребёнка. Например, любимый утёнок будет приходить и петь песенки. Это простое представление не оставит равнодушным вашего малыша. Он будет улыбаться, пытаться достать утёнка и выразит желание участвовать в этом представлении.

Позже, после 1 года, когда ребёнок начнет понимать речь, родители могут разыгрывать маленькие сценки перед ним уже между двумя игрушками, Мишкой и Куклой, например. Кукла с Мишкой могут танцевать, прыгать, играть в прятки и догонять друг друга. Для такого театра также ничего особенного не потребуется: всего две игрушки. А чудо, которое ребёнок видит, стоит ваших усилий! В возрасте около 2,5 лет попробуйте разыгрывать классические сюжеты с помощью обычных домашних игрушек. Например, сказку «Колобок» или «Теремок». Достаточно лишь подобрать необходимые для спектакля игрушки из тех, которые у вас есть. Игрушки должны быть средних размеров и с выразительной знаковой внешностью.

Сначала ребёнок видит маленький спектакль в ваших руках, а затем ему захочется взять игрушку в свои руки и заговорить от её имени. Чтобы игрушка стала артистом, нужно самому быть немножко артистом. Если такие спектакли в ваших руках достаточно выразительны и «заразительны», то с 3–4 лет дети сами активно играют с игрушками–артистами, имеющимися у них под рукой.

Пальчиковый театр

Особой популярностью пользуется у детей и взрослых пальчиковый театр. Он особенно полезен для развития мелкой моторики рук, а в возрасте 5–6 лет мастерство пальчикового театра готовит руку к письму. С самого раннего возраста можно показывать ребёнку спектакли на пальчиках. В нем все герои, сцена и сюжет расположены… на одной или двух руках. Для этого есть специальные пальчиковые куклы. Они изготовлены из ткани, дерева. Их легко можно найти в продаже.

Деревянные игрушки могут выглядеть как крошечные головки персонажей, а могут быть целой фигуркой с головой, туловищем, руками, ногами или лапками. Можно встретить даже деревянного ЗмеяГорыныча с тремя головами.

Эти простые и недорогие игрушки позволят вам вместе с ребёнком устроить настоящий театр. Наденьте сначала на свой палец одну куколку и с ней разыграйте простой сюжет, любимую сказку. Пальчикперсонаж шевелится, танцует, подпрыгивает, общается с вами и малышом, создавая ощущение того, что он живой актёр.

С 3–4 лет можно разыгрывать сказки с более сложным сюжетом: «Коза-дереза», «Бычок, смоляной бочок» и др. Дети с удовольствием показывают спектакли на пальчиках как по сказкам, так и собственного сочинения.

В ходе игры хорошо использовать настольную ширму, за которой будут меняться актеры и декорации. Театр легко сделать самостоятельно. Здесь может пригодиться всё, начиная от пробок от шампуня и заканчивая шляпками от желудей. Кукол можно связать, сшить или вообще скомбинировать из различных материалов. К картонному туловищу, например, можно сшить костюм, а затем приклеить ручки и ножки. Ваш ребёнок с удовольствием будет вам помогать, да и любить «своих» кукол он будет гораздо сильнее.

Театр на столе

Для детей постарше очень привлекателен настольно-плоскостной театр – как правило, начиная с 4 лет. Это картонные или фанерные силуэты на устойчивых подставках. Все персонажи окрашены с двух сторон и передвигаются скольжением по столу. Фанерный вариант более долговечен, это особенно актуально, если в семье двое и более детей.

Вначале этот театр привлекает ребёнка не только сюжетными возможностями, но и декорациями. В ходе игры дети увлекаются деталями, например, Аленушка, убегающая от Бабы Яги, сможет долгодолго бежать по лесу, плыть через реку, прятаться под деревом и, наконец, попасть домой. Поэтому в комплекте набора такого театра всегда есть дополнительные предметы: деревья, домики, ручейки и т. д. Играя, ребёнок с удовольствием озвучивает роли всех персонажей сказки. Ему приходится придумывать каждому герою свой неповторимый голос, а это не только звери и люди. Придумать голос бывает необходимо и ветру, и дереву, и даже волшебным феям. Такая игра развивает и воображение, и речь, её выразительность и голосовой диапазон ребёнка.

Домашний кукольный театр

Наиболее богатые возможности для игры-драматизации даёт настоящий кукольный театр, который вполне можно устроить дома с помощью кукол «Би-ба-бо». Это перчаточные куклы, которые сделаны из твердой головы и приклеенного к ней костюма. Указательный палец управляет головой, а большой и средний – руками. Перчаточным куклам присуще разнообразие в движениях и жестах. Они могут хохотать, плакать, кричать, обижаться, принимать различные позы, удивляться, «ныть», похихикивать и смотреть «букой». Всё, что может испытывать Ваш ребёнок, может испытывать такая кукла.

Играть можно как с одной куклой, так и с целым театром. Вы надеваете куклу на руку… и в жизнь входит сказка! Возможности этих кукол безграничны. В раннем возрасте вы можете показывать для малыша спектакли, например, «История одного котёнка», где единственным действующим персонажем будет кукла бибабо – котенок, с которым что-то происходит и он, от избытка чувств, поёт и танцует, грустит и ликует. От такого представления не откажется не один ребёнок!

Дети поменьше воспринимают куклу как человека, делятся с ней своими переживаниями, воспитывают её. Она может быть капризулькой, и малыш будет обучать её хорошим манерам и кормить кашей. Дети постарше сами надевают куклу на руку и от её имени могут сказать то, что в обычной ситуации сказать не решились бы. Внимательно наблюдая за играми детей с игрушками-артистами, вы можете безошибочно определить, что тревожит ребёнка, чем он огорчён, что его очень впечатлило. Если в доме две куклы бибабо, можно разыгрывать с ребёнком целые придуманные сценки или истории из жизни.

Смастерить «Бибабошку» самостоятельно в домашних условиях трудно. Проще такую куклу купить. Они продаются как по одной, так и целыми театрами и бывают в виде животных и людей разного возраста: от стариков до младенцев. При покупке обратите внимание на размер головы: она должна быть не большой, не маленькой, не тяжелой. Голова должна плотно сидеть на указательном пальце, и ребёнок должен легко её удерживать. Это очень важно помнить, т. к. куклы «бибабо» изготавливаются как для взрослых, так и для детей. Очень важно, чтобы кукла ребёнку понравилась. Поэтому лучше, если вы будете выбирать ее вместе с малышом.

Наиболее сложными для манипуляций являются, наверное, куклы-марионетки. Дети всегда зачарованно сморят на то, как кукла «сама» танцует, садится, разводит руками. И немудрено. Принцип движения Би-ба-бо ребёнок способен понять очень рано и, играя с куклой-перчаткой, осознаёт, что источник движения – его собственная рука. Марионетка же отстранена от кукловода, он может едва шевелить рукой и даже не смотреть в её сторону, а кукла при этом «живёт».

Не стоит покупать ребёнку сложную марионетку на множестве тонких ниточек, достаточно будет самой простой игрушки, например, часто встречающихся лохматой овечки или собачки на двух веревочках. «Волшебный» принцип действия при этом остается тот же, и уверенности в своих силах малыш не теряет.

Напоследок стоит выделить ещё одну замечательную – терапевтическую роль театральной куклы. Не случайно её так любят психологи и опытные учителя. Устраивая представление с куклами, ребёнок, в той или иной степени, разыгрывает свою жизнь, свои собственные мысли и ощущения. Внимательно наблюдая за такой игрой ребёнка, родители могут многое понять о том, что малышу представляется действительно важным в его жизни и окружении, о том, что ему интересно. Ребёнок «проигрывает» с куклами ситуации, которые волнуют его, кажутся страшными или непонятными, и учится находить способы разрешения этих ситуаций. Зачастую в игре ребёнок находит приемлемый выход своим негативным эмоциям – гневу, агрессии.


Следующая страница: Считалки. Развитие речи и навыков общения

  • Главная   • Психология   • Первое десятилетие   • Театр для малыша  

Консультация Условия и ценыПростые ответы на элементарные вопросыНаправления психологииМетоды психотерапииЛичность Разбудите в себе красавицуНе хочу бояться, хочу путешествоватьЧетыре типа темпераментаТелосложение и темпераментФизиологические основы темпераментаСемья Конфликт поколений. Взрослая дочка, критикующая мамаПервое десятилетие Звуковая среда для малышаНа пути к взрослениюТеатр для малышаСчиталки. Развитие речи и навыков общенияКак учить стихи?Переход на «школьное» времяРебёнок врёт или фантазирует?Лоскутное творчество для всей семьиБудь бобр!Как приручить Чеширского КотаВторые полвека Старость. Историко-культурные традиции и стереотипыСтарость. Социально-экономические тенденцииПринципы достойной старости Три важных фактора сохранения долголетияКонцепция успешного старенияПроблема периодизации возраста старостиСтарение как биологический процессПроцессы старения организмаСоциальные аспекты старенияИзменения когнитивной сферы в возрасте поздней зрелостиСохранение памяти и интеллекта в возрасте поздней зрелостиРазвитие личности в старостиОсобенности разных периодов старостиСемейные и дружеские отношения в пожилом возрастеРабота и уход на пенсиюТипы приспособления личности к старостиCтарая зависть к новой молодости Особенные люди Набойка по ткани. Продуктивное творчество детей и взрослых с ОВЗ. Научный подход Математика в психологииПсихология и кибернетикаРефлекс - от физиологии к психологииПрактикум Песочная терапия«Песочные фантазии». Терапия для детей 3-8 летПси-профи Профессиональная деформация психологаСложности работы психолога с пожилыми людьмиОсобенности общения психолога с пожилыми людьмиНравственные соблазны психолога-консультантаСайты и сообщества психологов



 
  © ZS7.ru Зелёный свет. Платформа №7, 2008-2024.
Психологическая консультация: гармоничное развитие личности, преодоление кризисов и эмоциональных травм, спокойное и разумное восприятие себя и мира, решение проблем общения и взаимопонимания.
контакты
о проекте
карта сайта

Зеленый свет в социальной сети Вконтакте

 
 
  Строительство Интерьер Культура Детский мир Безопасность
Наука и техника Бизнес Промышленность Еда Вино Туризм Калейдоскоп