Зелёный свет. Психология 
  Консультация Личность Первое десятилетие Вторые полвека Особенные люди
Наука Практикум Пси-профи
 
 

Как учить стихи?

Приближается праздничный утренник, и малышу предстоит продемонстрировать свои таланты в искусстве декламации стихов. Однако далеко не всех малышам запоминание стихов даётся без проблем. Как сделать так, чтобы ребёнок не испытал разочарований, готовясь к празднику?

Зачем вообще учить стихи?

А действительно – зачем? Хочется верить, не для того, чтобы получить подарок от Деда Мороза в обмен на прочитанный стишок. Хотя некоторые родители мотивируют детей именно так. Но будет гораздо лучше, если родители смогут включить разучивание стихотворения в какую-то игровую ситуацию (чтобы ребёнок на празднике помог «расколдовать» мешок с подарками, принять участие в настоящем спектакле).

Как учить стихи

Если же говорить серьёзно, то учить стихи следует по нескольким причинам. Прежде всего, заучивание стихов способствует развитию межполушарных связей, а следовательно, и всего мозга. Во-вторых, заучивая стихотворение, ребёнок знакомится со множеством новых слов, порой совсем не употребляемых в устной речи. Если родители ответственно подходят к знакомству с текстом стихотворения, то ребёнок значительно расширяет свой словарный запас, обогащая его образными сравнениями и яркими эпитетами.

Cтихи учат «прислушиваться» к слову, помогают ребёнку сделать открытие, что существуют слова с одинаковым звучанием, но разным значением и, наоборот, разные слова с одинаковым значением, что, в свою очередь, помогает развитию фонематического слуха. Словом, заучивание стихов заметно превосходит по эффективности многие другие развивающие занятия.

Как помочь ребёнку?

Но как бы ни было полезно это занятие, на практике мы нередко сталкиваемся с тем, что ребёнок, не обладающий хорошей памятью, столкнувшись с первыми трудностями, наотрез отказывается заниматься этим во всех отношениях полезным делом. Как сделать так, чтобы заучивание принесло не только пользу, но и удовольствие?

•  Подбирайте для разучивания стихи, соответствующие темпераменту ребёнка. Если стихотворение подобрано правильно, если оно нравится малышу, то вероятность того, что ребёнок его выучит, значительно выше. Так, подвижному шалуну легче будет выучить озорные строфы Даниила Хармса и Вадима Левина, а неторопливому созерцателю – плавные по звучанию стихи Саши Чёрного или Валентина Берестова.

•  Прежде чем приступить к заучиванию, убедитесь, что ребёнок понимает смысл каждого слова и стихотворения в целом.

•  Разобрав все непонятные слова и выражения, прочтите медленно и выразительно стихотворение ещё раз – в сознании ребёнка должен сформироваться своеобразный образ каждой поэтической строки.

•  Обратите внимание ребёнка на ритмический рисунок стихотворения, на места, где надо поставить логические ударения, сделать паузы.

•  Подберите для ребёнка СВОЙ тип заучивания и помогите освоить его. звуковыми маяками – опираясь на них, он быстрее запомнит текст. Далее переходите к построчному заучиванию: попросите ребёнка повторить первую строчку, затем, когда это удастся, переходите ко второй. Потом ребёнок должен повторить первую и вторую вместе и т.д., пока стихотворение полностью не уложится в его памяти.

Типы восприятия и способы заучивания

Как известно, люди по восприятию информации делятся на три типа – аудиалов (ведущий канал восприятия – слух), визуалов (канал восприятия – зрение) и кинестетиков (те, у кого любая мыслительная деятельность должна сопровождаться движением). Тип, к которому относится ваш малыш, следует обязательно учитывать при выборе способа заучивания стихов!

Если ваш малыш аудиал, для него самое главное – несколько раз подряд услышать текст стихотворения. Затем нужно последовательно остановиться на каждом четверостишии, акцентируя внимание ребёнка на рифмах, которые будут служить вашему малышу своеобразными звуковыми маяками – опираясь на них, он быстрее запомнит текст. Далее переходите к построчному заучиванию: попросите ребёнка повторить первую строчку, затем, когда это удастся, переходите ко второй. Потом ребёнок должен повторить первую и вторую вместе и т. д., пока стихотворение полностью не уложится в его памяти.

Ещё одна идея для родителей детей-аудиалов: попробуйте положить стихи на какую-нибудь известную мелодию. Поскольку дети-аудиалы, как правило, обладают хорошими музыкальными способностями, они легко выучивают тексты, положенные на музыку.

Чтобы ребёнок-визуал запомнил стихотворение, ему необходимо как можно ярче представить себе всё, о чём в нём говорится. Для этого необходимо сформировать в воображении ребёнка визуальные образы каждой строфы. Одним детям помогает совет закрыть глаза и представить то, о чём вы будете читать. Другие хорошо запоминают стихотворение, рисуя картинки к каждой строке. Кстати, иногда у детей получаются не просто графические конспекты, а настоящие комиксы, из которых предусмотрительные родители собирают целые книжки.

Сложнее всего заучивание стихов дается кинестетикам. Поскольку им не сидится на месте, то лучше всего с такими детьми учить стихи «на ходу». Например, на прогулке или по дороге в детский сад. Если погода не позволяет упражняться в заучивании стихов на улице, попробуйте такой способ. Дайте малышу в руки палочку, на которой закреплена длинная толстая нитка, и предложите ему «смотать клубочек из стихотворения». Пусть он наматывает нитку на палочку, а вы в это время еще раз медленно и, главное, ритмично повторяете текст. Намотали? А теперь пусть сам малыш попробует повторить с вашей помощью кусочек текста, разматывая клубочек. Повторите несколько раз, а затем уберите клубок и попросите ребёнка попробовать рассказать стихотворение, наматывая нитку понарошку. Если ребёнку не нравится сматывать клубочек, предложите ему складывать на блюдо шарики или камешки, нанизывать бусы или пирамидку – главное, чтобы каждая стихотворная строчка подкреплялась действием.

Желаем вашим малышам удачных выступлений, а вам – удовольствия от их успехов!


Следующая страница: Переход на «школьное» время

  • Главная   • Психология   • Первое десятилетие   • Как учить стихи?  

+7 (926) 663-08-79
Консультация Условия и ценыПростые ответы на элементарные вопросыНаправления психологииМетоды психотерапииЛичность Не хочу бояться, хочу путешествоватьЧетыре типа темпераментаТелосложение и темпераментФизиологические основы темпераментаПервое десятилетие Звуковая среда для малышаНа пути к взрослениюТеатр для малышаСчиталки. Развитие речи и навыков общенияКак учить стихи?Переход на «школьное» времяРебёнок врёт или фантазирует?Будь бобр!Как приручить Чеширского КотаВторые полвека Старость. Историко-культурные традиции и стереотипыСтарость. Социально-экономические тенденцииПринципы достойной старости Три важных фактора сохранения долголетияКонцепция успешного старенияПроблема периодизации возраста старостиСтарение как биологический процессПроцессы старения организмаСоциальные аспекты старенияИзменения когнитивной сферы в возрасте поздней зрелостиСохранение памяти и интеллекта в возрасте поздней зрелостиРазвитие личности в старостиОсобенности разных периодов старостиСемейные и дружеские отношения в пожилом возрастеРабота и уход на пенсиюТипы приспособления личности к старостиCтарая зависть к новой молодости Особенные люди Набойка по ткани. Продуктивное творчество детей и взрослых с ОВЗ. Научный подход Математика в психологииПсихология и кибернетикаРефлекс - от физиологии к психологииПрактикум Песочная терапия«Песочные фантазии». Терапия для детей 3-8 летПси-профи Профессиональная деформация психологаСложности работы психолога с пожилыми людьмиОсобенности общения психолога с пожилыми людьмиНравственные соблазны психолога-консультантаСайты и сообщества психологов



 
  © ZS7.ru Зелёный свет. Платформа №7, 2008-2017.
Психологическая консультация: гармоничное развитие личности, преодоление кризисов и эмоциональных травм, спокойное и разумное восприятие себя и мира, решение проблем общения и взаимопонимания.
контакты
о проекте
карта сайта

Зелёный свет в социальной сети Facebook  Зеленый свет в социальной сети Вконтакте
+7 (926) 663-08-79

 
 
  Архитектура Строительство Интерьер Красота Культура История Детский мир Безопасность
Наука и техника Бизнес Промышленность Оборудование Еда Вино Туризм Калейдоскоп