Зелёный свет. Психология 
  Консультация Личность Семья Первое десятилетие Вторые полвека Особенные люди
Наука Практикум Пси-профи
 
 

Психология и кибернетика

Исторически кибернетика развилась из механики, а впоследствии и различных отраслей инженерии, где использовались системы управления агрегатами и машинами. Бурное развитие кибернетика пережила во второй половине XX века с развитием автоматики и компьютерных технологий, и частенько по сию пору кибернетику считают частью сугубо технической отрасли знаний, что некорректно. Кибернетика - это наука об управлении, её название - буквальный перевод с греческого «искусство управления». И объектами кибернетических исследований являются не только машины и механизмы, но и живые объекты, люди, а также сообщества различных масштабов - от отдельных социальных групп до всего населения земного шара.

Психология, как наука о свойствах сознания, характере и эмоциональных особенностях личности, прямо затрагивает вопросы управления как в части взаимодействия различных процессов, которые осуществляют контроль и регуляцию психического состояния человека, так и в области изучения групповых эмоций и реакций, социальных проявлений и психологии коллективов. Рядом исследователей было выдвинуто предположение о том, что психические явления подчиняются общим кибернетическим законам, что дало толчок развитию отдельному направлению психологии - психологической кибернетике.

В простом изложении любая система, рассматриваемая кибернетикой, состоит из объекта управления и управляющей программы. Объект исполняет заданные в программе действия для достижения некоей цели. Этой целью может быть и самоизменение объекта, и выполнение некоторой последовательности действий, и воздействие на какие-то иные объекты. Процесс управления можно рассматривать как подачу программой прямой команды объекту, осуществление объектом действия, обратное отправление программе данных о действии, реакцию программы на поступившие данные. Фактически любое управление представляет собой двусторонний поток информации.

Психология и кибернетика

Человек как информационная система

Живой организм представляет собой самоорганизующуюся и саморегулируемую систему самоуправления, особенностью которой является способность к самопрограммированию. Психика человека является управляющей системой человеческого организма, а центральная нервная система - основной системой регуляции, так как именно она осуществляет неосознаваемые функции управления физиологическими процессами и рефлексами. А следовательно, общие принципы управления как информационного обмена могут быть применимы и к живым организмам.

Человек как живая система получает любую информацию двумя путями - непосредственным чувственным восприятием и посредством мышления. Для чувственного восприятия существует несколько каналов поступления информации, воспринимаемые объекты различными образами воздействуют на органы чувств. При этом множественность этих объектов и источников информации образует сенсорное поле. Источники информации обладают рядом характеристик, которые позволяют идентифицировать и рассматривать информацию определённым образом. Прежде всего это пространственно-временные характеристики, с помощью которых устанавливается положение источника относительно человека. Во вторую очередь это те характеристики, по которым устанавливаются черты и свойства, присущие всем аналогичным объектам. Посредством передачи нервных импульсов первичная информация органов чувств преобразуется в ощущение, которое разделяет психические и допсихические явления.

Современные физиологи придерживаются той точки зрения, что все физиологические процессы едины по своей природе и имеют физико-химическую основу, а вот нервные импульсы передаются посредством электрических сигналов. Получаемая информация преобразуется в электрический сигнал, который отправляется в головной мозг, обрабатывается, а затем поступает обратный импульс, электрический, который вызывает физико-химическую реакцию.

Теория высшей нервной деятельности рассматривает два основных процесса в коре головного мозга - возбуждение и торможение, причём последний в современных концепциях рассматривается как аналогичный возбуждению процесс активности нейронов. Выделяют дискретно распространяющееся нервное возбуждение (пиковое), которое также называют цифровым импульсом (основная характеристика - частота импульса), и непрерывное медленное возбуждение, которое называют аналоговым (основные характеристики - амплитуда и длительность). Восприятие и ощущение базируются на сочетании двух форм возбуждения.

Как видим, в этой концепции, базирующейся на научных исследованиях, много аналогий с миром измерительной и контрольно-управляющей техники. Однако вопрос, каким образом конкретные электрические сигналы и другие физических процессов превращаются в психические образы, остаётся открытым.

Механизмы формирования целостного перцептивного (то есть полученного чувственным путём, с помощью органов чувств) образа были рассмотрены в работе Николая Николаевича Ланге (1858—1921) «Закон перцепции» (1894). Ланге выделил несколько фаз восприятия: различение предмета, примерное определение формы, различение кривизны, целостное восприятие, полное восприятие формы во всей полноте деталей. Впоследствии ряд учёных, в частности В.М.Бехтерев, Б.Г.Ананьев, М.Д.Александрова и Б.Ф.Ломов подтвердили выводы Ланге. Важно отметить, что возникновение целостного образа обеспечивается за счёт синтетической обработки информации от нескольких сенсорных источников. Современные алгоритмы распознавания изображений действуют также ступенчато, проходя множество дробных фаз от общего контура к всем деталям, при этом данные распознавания нескольких образов будут точнее, чем итоговый образ, полученный по одному исходному изображению.

Органы чувств, нервная система и головной мозг образуют блок сенсорно-перцептивной обработки информации. Аналогией такого блока в современных технических системах являются блоки сбора и первичной обработки информации. При этом «органами чувств» в них являются системы датчиков, «нервной системой» - контроллеры и провода, а «головным мозгом» - компьютерные программы. Структурные схемы управления восприятием человека и компьютерной системы оказываются схожи по функциональности и построению взаимосвязей отдельных элементов.

Критика кибернетических концепций в психологии

Первым простым аргументом скептиков использования кибернетических принципов в психологии является тот факт, что компьютерные системы, с которыми сравниваются живые организмы и человек, есть продукт творчества самого человека. И изначально концепция построения и управления этими системами осноывалась на том опыте и тех представлениях, что доступны человеческому сознанию. Естественно, что этот опыт и эти представления отражают самого человека и его понимание принципов управления, пусть даже интуитивное.

В первых опытах создания автоматизированных устройств инженеры копировали человеческую руку, и лишь постепенно стали внедряться манипуляторы того типа, что наиболее удобны в каждом конкретном случае. Также и системы управления, построенные человеком, копируют его самого. В проведении аналогии между человеческим сознанием и компьютерными программами кроется ошибка сравнения двух подобий, и искать общие принципы управления в живых организмах, анализируя компьютерные системы, бессмысленно.

Вторым критическим аргументом является деятельность человеческого сознания, которая не вписывается в рамки общих процедур управления как заданных и одинаковых программ. В двадцать первом веке уже установлено, что разные индивидуумы по-разному воспринимают одну и ту же картину, одни и те же звуки, причём различия начинаются в области неосознаваемой психики. Исследования показывают, что если один зритель видит на фото натюрморт с чашкой, то другой определит то же фото как композицию с вазой. И очевидно, что индивидуальные особенности сознания таковы, что два разных человека в схожих обстоятельствах принимают разные решения и ведут себя по-разному, причём иногда эта разность - диаметрально противоположные выборы.

Существование свободы выбора и независимой воли человека - глобольные философские вопросы, ответы на которые формируют мировоззренческие позиции от идеалистического гностицизма до материализма и атеизма. С точки зрения кибернетики индивидуальности могут объясняться наличием неких личных программ, создаваемых самим сознанием. В информационных технологиях саморазвивающиеся и самопрограммируемые программы принято обозначать термином «искусственный интеллект», причём ряд авторов включает в представление об искусственном интеллекте и его самосознание. По состоянию на июнь 2017 года таких систем человечество пока не создало.

Психологическая кибернетика

Раздел психологии, получивший название психологической кибернетики, в процессе развития несколько отошёл от глобальных вопросов изучения сознания как информационно-управленческого комплекса. В рамках психологической кибернетики решаются задачи моделирования различных процессов управления. В прикладном ключе это модели управления трудовой деятельностью, научными разработками, спортивной подготовкой, в более теоретическом - программы управления телом и сознанием. Психологическая кибернетика занимается также моделированием взаимодействий человека с различными живыми и техническими системами, и в этом направлении она стыкуется с инженерной психологией, рассматривающей человека в среде машин и механизмов.

Татьяна Селянинова, психолог. Рисунок автора.

Литература:
•   Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2008
•   Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 1999.


Следующая страница: Рефлекс - от физиологии к психологии

  • Главная   • Психология   • Научный подход   • Психология и кибернетика  

Консультация Условия и ценыПростые ответы на элементарные вопросыНаправления психологииМетоды психотерапииЛичность Разбудите в себе красавицуНе хочу бояться, хочу путешествоватьЧетыре типа темпераментаТелосложение и темпераментФизиологические основы темпераментаСемья Конфликт поколений. Взрослая дочка, критикующая мамаПервое десятилетие Звуковая среда для малышаНа пути к взрослениюТеатр для малышаСчиталки. Развитие речи и навыков общенияКак учить стихи?Переход на «школьное» времяРебёнок врёт или фантазирует?Лоскутное творчество для всей семьиБудь бобр!Как приручить Чеширского КотаВторые полвека Старость. Историко-культурные традиции и стереотипыСтарость. Социально-экономические тенденцииПринципы достойной старости Три важных фактора сохранения долголетияКонцепция успешного старенияПроблема периодизации возраста старостиСтарение как биологический процессПроцессы старения организмаСоциальные аспекты старенияИзменения когнитивной сферы в возрасте поздней зрелостиСохранение памяти и интеллекта в возрасте поздней зрелостиРазвитие личности в старостиОсобенности разных периодов старостиСемейные и дружеские отношения в пожилом возрастеРабота и уход на пенсиюТипы приспособления личности к старостиCтарая зависть к новой молодости Особенные люди Набойка по ткани. Продуктивное творчество детей и взрослых с ОВЗ. Научный подход Математика в психологииПсихология и кибернетикаРефлекс - от физиологии к психологииПрактикум Песочная терапия«Песочные фантазии». Терапия для детей 3-8 летПси-профи Профессиональная деформация психологаСложности работы психолога с пожилыми людьмиОсобенности общения психолога с пожилыми людьмиНравственные соблазны психолога-консультантаСайты и сообщества психологов



 
  © ZS7.ru Зелёный свет. Платформа №7, 2008-2024.
Психологическая консультация: гармоничное развитие личности, преодоление кризисов и эмоциональных травм, спокойное и разумное восприятие себя и мира, решение проблем общения и взаимопонимания.
контакты
о проекте
карта сайта

Зеленый свет в социальной сети Вконтакте

 
 
  Строительство Интерьер Культура Детский мир Безопасность
Наука и техника Бизнес Промышленность Еда Вино Туризм Калейдоскоп