Зелёный свет. Психология 
  Консультация Личность Семья Первое десятилетие Вторые полвека Особенные люди
Наука Практикум Пси-профи
 
 

Нравственные соблазны психолога-консультанта

Психологи в силу самой профессии и постоянного общения с другими людьми испытывают серьёзное давление фактора собственной значимости для клиентов. Большинство нравственных соблазнов психологов, возникающих в процессе работы, связано с желанием подчеркнуть, выделить, развить эту значимость, и тем самым утвердить свой личностный рост за счёт использования особенностей клиентов. Психологи, стремящиеся к компетентности, должны уметь адекватно оценивать возникающие соблазны и проводить самоанализ истоков их возникновения. При этом важно не подавлять соблазн путём его отрицания или утаивания, а выявлять те психические тенденции, которые сопутствовали возникновению соблазна.

В соблазнах психологов играет роль и то обстоятельство, что несмотря на то, что психолог ответственнен за психологическое состояние клиента, выбор пути решения проблемы и ответственность за это решение остаётся на клиенте. В случае проговорённого или неосознаваемого несогласия психолога с выбором клиента возникает ряд соблазнов по воздействиям, направленным на приведение клиента к роли послушного исполнителя. Соблазн давления на клиента может возникать и при подавленном эмоциональном состоянии психолога, вызванном усталостью или личными обстоятельствами.

Клиент у плинтуса

Постоянно общаясь с людьми, испытывающими проблемы личного плана, на работе, с семьёй, в быту, психолог автоматически занимает позицию спокойного превосходства, которое может постепенно развиться в неадекватное восприятие себя как некоего сверх-эрудита или мудрого гуру. Ситуация навязанного клиентам положения «у плинтуса» не способствует качественной психологической помощи, а также развивает в самом психологе черты психики, которые могут стать деструктивными в его профессиональном и личном общении.

Для преодоления подобных соблазнов необходимо их прежде всего осознавать. Комплексы превосходства иногда складываются годами, незаметно, исподволь, и работа по их коррекции может быть достаточно длительной. Поэтому для компетентного психолога важно проводить разумный самоконтроль, а иногда и прибегать к помощи коллег.

Клиент на игле

Развитие зависимости клиента от посещений психолога - не столь уж редкая ситуация. В ряде случаев она связана с тем, что решая одну проблему, клиенты обнаруживают другие, а постепенное освобождение от детских эмоциональных травм и последствий острых кризисов зачастую занимает месяцы и годы. Привычка прямо обсуждать проблемы и быть откровенным без страха насмешек может сформироваться у клиента и за короткое время, если его психоэмоциональное состояние нестабильно. Материальный интерес может подталкивать психолога к закреплению зависимости клиента, к формированию психологической потребности регулярных посещений, использованию психологических знаний как инструмента для манипуляций. Клиент «подсаживается на иглу» психологической помощи и перестаёт решать свои проблемы, подменяя само решение отговорками о том, что работа с психологом продолжается.

Избежать соблазна можно, грамотно выстраивая отношения с клиентами, развивая общение в сторону конструктивного диалога, целью которого является решение проблем.

Клиент как боксёрская груша

Выражение «боксёрская груша» в данном случае отражает не буквально спортивный снаряд, а подход психолога, в котором решаются его собственые проблемы, а клиент оказывается в роли вспомогательного объекта, проблематика которого остаётся неизученной и неразрешённой. К подобным «перевёртышам» в распределении интеллектуальных и эмоциональных ролей приводит пренебрежение психолога к своим проблемам. Отсутствие регулярной психотерапии, которую проходит сам психологи, способствует накоплению тех психологических проблем, которые трудно выявлять и решать самостоятельно. В результате складывается парадоксальная ситуация, когда сознательно или нет психолог использует клиента в своих собственных целях.

Побороть соблазны такого рода непросто, так как при отсутствии компетентной психокоррекции один соблазн будет сменять другой, и компетенция психолога будет однажды разрушена спонтанным прорывом накопленных проблем, что выразится в обрушении этих проблем на клиента. Преодолеть соблазн поможет профессиональная консультация коллеги-психолога.

Клиент как подопытный кролик

Азарт и научный интерес некоторых психологов толкает их на сомнительный путь испытаний на клиентах тестов и методик как собственной разработки, так и почернутых из других источников. Увлечение подобными экспериментами не приводит ни к повышению компетенции психологом, ни к достижению результата клиентами. Многие психологи используют в практике собственные наработки, однако они не должны вводится в работу как материал для исследований, без учёта потребностей и состояния клиента.

Соблазн легко устранить, разграничив сферы научного познания и консультативной помощи. Разработка методологии исследования и формализация правил его проведения поможет как провести научно-обоснованный эксперимент, так и избежать нежелательного вторжения эксперимента в поле психологической практики конкретного клиента.

Клиент как мебель

Отсутствие внимания к клиенту, одинаковая для всех диагностика, шаблонная аналитика, одни и те же методы решения проблем для всех - показатель потери интереса к работе. Соблазн всезнайки, схожий с компексом превосходства, может заводить в тупик упрощения работы, сведения её к минимуму действий. Типичные случаи с каждым следующим разом представляются менее интересными, в работе появляется оттенок рутины. Акцент на материальной стороне дела и наращивание числа клиентов также способствует отстраненности, превращению клиента в обезличенный объект работы, и в целом, естественно, приводит к снижению компетенции и отсутствию эффективности в работе.

Для сохранения интереса к работе психологу нужно использовать разнообразные методики, включать в работу новые диагностические тесты и терапевтические упражнения, изучать индивидуальность клиентов полнее и глубже. Клиенты всегда чувствуют отстранённость и пренебрежение, что приводит к отсутствию контакта, а с тем и к потере клиентов.

Клиент под колпаком

В ряде случаев психологи, занимающие роли начальников и наставников по отношению к клиенту, испытывают соблазн контролировать и направлять все стороны его жизни, в том числе и прямо не связанные с первоначально заявленной проблемой. Психологи начинают направлять разговор на дотошное выяснение всех мелочей и манипулируют полученной информацией для обвинения клиента в отклонении от заявленной программы работы. Клиент оказывается в ситуации «под колпаком у психолога». Избыточное вмешательство и контроль способствуют появлению негативных реакций, что ведёт к деструкции работы и взаимопонимания.

Избегать подобных перекосов можно чётким соблюдением дистанции и проведением границ личных пространств как психолога, так и клиента.

Влюблённый клиент

Откровенные разговоры, доверительность, эмпатия и эффективное изменение психоэмоционального состояния клиента способны приводить к состоянию влюблённости клиента в психолога, или наоборот. Влюбляются как мужчины в женщин, так и женщины в мужчин. В особенных случаях могут возникать и чувства к людям своего пола, причём даже для гетероориентированных клиентов. В основе чувств к психологу лежат совместно раскрытые переживания и эмоциональные реакции, и в ряде случаев могут развиваться глубокие чувства, которые изменяют всю исходную проблематику клиента.

Морально-этические кодексы психолога в любых трактовках прямо запрещают любовные и сексуальные отношения психологов и клиентов. При этом отмечается два момента. Во-первых, психолог не имеет права злоупотреблять своим положением и манипулировать состоянием клиента ради зарождения у него чувств. Во-вторых, при развитии любовных и сексуальных отношений продолжение отношений «психолог-клиент» невозможно. Важно понимать, что запрещается не само чувство, а оказание профессиональных услуг тому человеку, с которым устанавливаются сложные психические взаимосвязи, нарушающие объективность подхода и оценки. Любовные переживания в рамках профессиональной позиции могут повлиять и на общую компетенцию специалиста.

Почему у психолога возникает соблазн сознательно привести клиента к чувству влюблённости? Причинами могут стать:
- интерес самого психолога как при наличии, так и в отсутствии ответных сигналов
- высокий уровень сопротивления клиента терапии
- чрезмерная податливость клиента
- личные проблемы психолога

Любовь - одно из сложнейших переживаний, подчас не поддающееся истолкованию и анализу. Если психолог чувствует точки роста секусального и любовного интереса, как в себе, так и в клиенте, ему необходимо порекомендовать клиенту обратиться к другому специалисту. При этом необязательно, а в ряде случаев и нежелательно раскрывать причины переадресовки. Развивать отношения с потенциально близким человеком можно только за пределами профессиональной сферы.

Татьяна Селянинова, психолог. 2017

Литература:
•   Психодиагностика: Конспект лекций / Сост. С. Т. Посохова. М.: АСТ; СПб.: Сова, 2004.


Следующая страница: Сайты и сообщества психологов

  • Главная   • Психология   • Пси-профи. Психология для психологов   • Нравственные соблазны психолога-консультанта  

+7 (926) 663-08-79
Консультация Условия и ценыПростые ответы на элементарные вопросыНаправления психологииМетоды психотерапииЛичность Разбудите в себе красавицуНе хочу бояться, хочу путешествоватьЧетыре типа темпераментаТелосложение и темпераментФизиологические основы темпераментаСемья Конфликт поколений. Взрослая дочка, критикующая мамаПервое десятилетие Звуковая среда для малышаНа пути к взрослениюТеатр для малышаСчиталки. Развитие речи и навыков общенияКак учить стихи?Переход на «школьное» времяРебёнок врёт или фантазирует?Будь бобр!Как приручить Чеширского КотаВторые полвека Старость. Историко-культурные традиции и стереотипыСтарость. Социально-экономические тенденцииПринципы достойной старости Три важных фактора сохранения долголетияКонцепция успешного старенияПроблема периодизации возраста старостиСтарение как биологический процессПроцессы старения организмаСоциальные аспекты старенияИзменения когнитивной сферы в возрасте поздней зрелостиСохранение памяти и интеллекта в возрасте поздней зрелостиРазвитие личности в старостиОсобенности разных периодов старостиСемейные и дружеские отношения в пожилом возрастеРабота и уход на пенсиюТипы приспособления личности к старостиCтарая зависть к новой молодости Особенные люди Набойка по ткани. Продуктивное творчество детей и взрослых с ОВЗ. Научный подход Математика в психологииПсихология и кибернетикаРефлекс - от физиологии к психологииПрактикум Песочная терапия«Песочные фантазии». Терапия для детей 3-8 летПси-профи Профессиональная деформация психологаСложности работы психолога с пожилыми людьмиОсобенности общения психолога с пожилыми людьмиНравственные соблазны психолога-консультантаСайты и сообщества психологов



 
  © ZS7.ru Зелёный свет. Платформа №7, 2008-2017.
Психологическая консультация: гармоничное развитие личности, преодоление кризисов и эмоциональных травм, спокойное и разумное восприятие себя и мира, решение проблем общения и взаимопонимания.
контакты
о проекте
карта сайта

Зелёный свет в социальной сети Facebook  Зеленый свет в социальной сети Вконтакте
+7 (926) 663-08-79

 
 
  Архитектура Строительство Интерьер Культура История Детский мир Безопасность
Наука и техника Бизнес Промышленность Оборудование Еда Вино Туризм Калейдоскоп