Вторые полвека
Психология старшего и пожилого возраста
В рассмотрении практической психологии старших возрастов есть два взаимосвязанных направления. Одно рассматривает собственно психологию людей преклонного возраста в контексте возрастных, социально-культурных и физиологических изменений. Второе изучает особенности общения с пожилыми людьми, влияние этого общения на психическое состояние близких, родных, социальных групп и общества в целом. Психология старшего возраста стыкуется с геронтологией (наукой, изучающей возрастные особенности с медицинской точки зрения), клинической психологией, а также социологией.
Старость. Историко-культурные традиции и стереотипы Старость – закономерный и биологически обоснованный этап в жизни человека. В философском и психологическом рассмотрении только с позиций старшего возраста можно рассмотреть жизнь как целое, состоящее из разных сущностей, и как циклический процесс смены поколений. Только с точки зрения пожившего человека можно воспринять перспективы развития общества и выживания человечества как биологического вида. Старость характеризуется не только угасающими способностями, но и качественными изменениями психики, достижением внутренней гармонии и мудрости.
Старость. Социально-экономические тенденции Современная медицина помогает преодолевать кризисы здоровья, связанные с завершением репродуктивной функции, а также успешно борется с рядом синдромов и хронических состояний, связанных с угасанием функций различных внутренних систем и органов. Успехи медицины приводят к увеличению средней продолжительности жизни. Количество пожилых и старых людей в общей массе населения планеты непрерывно растёт, как в общем, так и в процентном соотношении. При этом отмечается такая особенность, что наиболее быстро увеличивается количество именно старых людей...
Принципы достойной старости В массовом сознании россиян представления о достоинстве как о необходимой составляющей психического комфорта индивида любого возраста весьма расплывчаты. Идеи коллективного, отчасти насильственного и одинакового для всех образования и медицинского обслуживания, которые были условно прогрессивны, если рассматривать факторы просветительские и оздоровительные в масштабах всего социума, в начале XX века, спустя столетия утратили смысл. Плюс исторические коллизии, связанные с волнами насилия революций, войн, репрессий, отнюдь не способствовали хотя бы обсуждениям важности сохранения личного достоинства...
Три важных фактора сохранения долголетия Важным аспектом сохранения физического здоровья и адекватного мышления является разумный подход к образу жизни. И если молодые люди в силу ряда факторов редко задумываются об отдалённом будущем, для людей возрастной группы после сорока лет забота о сохранении здоровья становится актуальной. Представления о здоровом образе жизни у части пациентов формируются на основе штампов из глянцевых журналов и телепередач, где акцент ставится на красивое внешне тело моделей, но не разъясняются общие принципы сохранения здоровья и продления периода активной деятельности...
Концепция успешного старения В рассмотрении психологической помощи людям пожилого и старческого возраста особое значение приобретает индивидуальный подход. Построение диалога, выбор методик коррекции или терапии, работа с какими-либо стратегиями достижения результата требует внимательного изучения личности пожилого человека, состояния его здоровья, психо-эмоциональной среды, а также общей жизненной позиции и уровня когнитивных способностей. В целом, для здорового пожилого человека нет необходимости выделять возраст как исключительно значимый фактор, но и совсем исключать его не следует...
Проблема периодизации возраста старости Старение – очевидный и естественный процесс, знакомый всем в самых различных проявлениях. Однако формальное хронологическое определение пожилого и старого возраста представляет собой проблему существования множества индивидуальных различий и невозможности выделить некий средний критерий. Если для детей первого года жизни при всём многообразии вероятностей развития есть некие условные границы нормы, то человек в возрасте 60-65 лет может быть как здоровым работоспособным членом общества с активной жизненной позицией, так и немощным пенсионером, нуждающемся в постоянной помощи или даже паллиативном уходе...
Старение как биологический процесс Современные физиологи и психологи рассматривают старение как процесс изменения организма и психики, не носящий исключительно характер угасания и деструкции. Геронтология рассматривает старение как процесс развития. адаптации к изменениям, и различные направления этой адаптации оцениваются с точки зрения качественности и соответствия результата. Возраст старения характеризуется не только разрушительными процессами, но и процессами поддержания жизнеспособности, компенсации изменений, обусловленных старением.
Процессы старения организма Рост общего количества пожилых и старых людей привёл как к формированию весьма влиятельного слоя общества, зачастую определяющего динамику его развития в самых разных планах рассмотрения, так и выявил внутри этого слоя множество разнородных групп и сообществ, отличающихся как по градациям возрастов, так и по социальным, экономическим, интеллектуальным аспектам. Внутри общественной группы пожилых людей также можно выделить множество различных подгрупп, в частности, сообщества по типам физиологических изменений и болезней, группы тех, кто сосредоточен на воспитании внуков, благотворительности или путешествиях.
Социальные аспекты старения Физиологические изменения, свойственные старению, происходят постепенно, однако как для процесса роста, так и для процесса угасания характерны накопления признаков, которые проявляются в сумме, из-за чего процесс может восприниматься ступенчатым. Признаки старения проявляются по-разному, в разном возрасте, с разной скоростью, и в определении скорости и перспектив старения важно отталкиваться от индивидуальных факторов, в том числе генетических. Тем не менее, для старения существуют характерные черты, связанные со снижением функциональности ряда физиологических систем и механизмов. В целом, в возрасте старше пятидесяти начинают преобладать хронические заболевания, и часть ресурсов организма тратится на адаптацию к их проявлениям.
Изменения когнитивной сферы в возрасте поздней зрелости В сферу когнитивных способностей обычно включают способность человека к получению и обработке информации от органов чувств, познавательной деятельности, мыслительной деятельности. Именно угасание когнитивной сферы часто является синонимом старческой деградации как таковой, так как ослабление отдельных физиологических функций и даже ограничение каких-либо способностей не воспринимается сугубо возрастной проблемой, а вот снижение способностей памяти, аналитических способностей, критического мышления однозначно воспринимается как шаг к старческой деменции.
Сохранение памяти и интеллекта в возрасте поздней зрелости Эксперименты по использованию мнемонических методов в запоминании списков слов показали, что пожилые люди не могут достичь уровня молодых студентов, и с возрастом разница становится более существенной. Но в то же время пожилые люди лучше запоминают осмысленные тексты – не пытаясь сохранить их в памяти дословно, но точнее молодых улавливая и воспроизводя их смысл. Предполагается, что эта особенность – развитие навыка запоминания, которое в пожилом возрасте работает в контексте вычленения и сохранения значимой информации, в то время как молодая память лучше работает с оперативной информацией.
Развитие личности в старости По мере развития каждый человек обретает всё больше индивидуальных черт, каждая история жизненного пути обрастает собственными деталями и личностными особенностями выбора и восприятия. Общая возрастная характеристика пожилого человека практически ничего не значит в понимании физических и психических характеристик индивида. В то же время пожилые люди встречаются с общими проблемами, их адаптация происходит по определённым сценариям, и психологический портрет пожилого человека должен строиться с учётом этих типовых поведенческих и интеллектуальных изменений.
Особенности разных периодов старости Настроение и готовность к предстоящим изменениям во многом связаны с отношением пожилого человека к выходу на пенсию. Некоторые ждут возможности побыстрее обрести свободу от ежедневной рутины, другие чувствуют в себе достаточно сил для продолжения активной деятельности, третьи собираются оставаться на работе как можно дольше в силу финансовых и социальных факторов.
Семейные и дружеские отношения в пожилом возрасте В пожилом возрасте помимо личных кризисов, связанных со старением организма, каждый индивид испытывает ряд кризисов социального плана, которые обусловлены изменением отношений внутри семьи, потерей близких и друзей, переходом детей в режим независимой взрослой жизни, и в то же время усложнением эмоциональных взаимосвязей с членами семьи и кругом близких людей. Межличностные отношения в значительной степени определяют долю стрессов и приятных моментов в жизни пожилых людей, и переориентация на внимание к близким может как приводить к упрочению уверенности и чувства стабильности, так и вести к увеличению числа конфликтов и конфронтации.
Работа и уход на пенсию Пенсионный возраст – важный психологический рубеж как для тех, кто оставляет привычную деятельность, так и для тех, кто продолжает работать. Адаптация к уходу на пенсию напрямую связана с физическим здоровьем пенсионера и его адекватным отношением к завершению трудовой деятельности. Спустя три-четыре года около трети пенсионеров замечают улучшения в самочувствии и психологическом состоянии, примерно половина не замечает изменений в состоянии здоровья, но отмечает сложности в психологической сфере.
Типы приспособления личности к старости Сложность выделения типовых сценариев психоэмоциональной адаптации к старости обусловлена как проблемами выделения критериев периодизации, так и множественностью личностных особенностей, которые в целом дают широкий спектр индивидуальных реакций. И всё же задача типизации личностных проявлений в старости является актуальной для геронтопсихологии.
Cтарая зависть к новой молодости Многие люди подавляют и зависть, и чувство неуверенности в себе простым отрицанием этих психических движений. Но подавить и спрятать - не означает пережить и перерасти. Спустя годы некий знак подобия, триггер напоминания вызывает старое чувство, и оно переживается вновь - подчас более остро и невыносимо за счёт неожиданности и яркости. Некоторой аналогией могут быть состояния посттравматического стресса, в которых триггерная вещь или явление провоцирует паническую атаку. В ситуации развития скандала вместо паники психическим проявлением становится агрессивный вербальный контакт.
|