Зелёный свет. Психология 
  Консультация Личность Семья Первое десятилетие Вторые полвека Особенные люди
Наука Практикум Пси-профи
 
 

Рефлекс - от физиологии к психологии

Явление рефлекса было известно с древности, но первым, кто описал его с научной точки зрения, стал Рене Декарт (1596 - 1650), французский философ, математик и физик. Создавая общую картину мира с позиции механики и материалистического детерминизма, Декарт разработал концепцию поведения живых существ как сложных механических систем, в которых мозг выполняет роль центра, а нервные трубки выполняют роль транспортной системы, по которой информация передаётся посредством «животных духов». Термин «рефлекс» у Декарта отсутствовал, но на его работы опирались следующие исследователи, и в конечном счёте, историю теорий рефлекса начинают отсчитывать именно с его формулировок и описаний.

Рефлексом называется стереотипная реакция живого организма на какой-либо внешний или внутренний фактор,эта реакция обуславливается работой центральной нервной системы и осуществляется при помощи рефлекторной дуги. Рефлекторной дугой называется путь нервных импульсов от рецептора, воспринимающего раздражение, в центральную нервную систему, и из центральной нервной системы к органу, реагирующему на раздражение. Рефлекторное кольцо - более общий случай дуги, когда происходит не только реакция на раздражение, но и осуществляется контроль за её выполнением. Рефлекс - основная форма деятельности нервной системы.

Первоначально рефлекс рассматривался как физиологический механизм работы организма, в процессе которого различные системы взаимодействуют для осуществления реакции на раздражение. Органом, обеспечивающим управление рефлекторными функциями, считался спинной мозг. С накоплением знаний о различных рефлекторных реакциях появились теории, предполагающщие, что рефлексы управляются нервными центрами и нервной системой в целом. Следующим шагом стало понимание, что рефлексы управляются при участии головного мозга. В то же время вплоть до XX века физиологические процессы отделялись от психической деятельности, которую, как считалось, осуществляет головной мозг. Вопросы взаимосвязи психики и регуляторных функций мозга потребовали рассмотрения рефлекса как более комплексного и сложного явления.

Серьёзный вклад в развитие теории рефлекса внёс Иван Михайлович Сеченов (1829 - 1905), русский учёный, создатель физиологии как точной науки, и в числе прочего разработчик теории о мотивированном поведении. Работа И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» определила развитие психофизиологии, нейропсихологии, физиологии высшей нервной деятельности. В этой и других работах Сеченова проводилась революционная мысль о невозможности разделения психических и физиологических явлений организма. В психофизиологической деятельности организма задействована вся нервная система, явления психики и физиологии являются тесно связанными. Сеченов также ввёл представление о психическом явлении как о процессе, имеющем временные границы, начало и конец.

По И.П.Сеченову рефлекс представляет собой целостный комплекс действий периферийных систем и головного мозга. Исходной точкой является воздействие на организм, конечным результатом - ответное действие организма. При этом психические функции не могут быть обособлены от периферии, а это значит, что психика играет в явлении рефлекса существенную роль, осуществляя функции регуляции организма. Конечный результат рефлекса связан с раздражителем, и рефлекс является механизмом взаимодействия между организмом и внешней средой, из чего вытекает, что психические процессы являются структурой, связывающей все части рефлекторной дуги, обеспечивающей обмен информацией между центром и периферией, и осуществляющей взаимодействие организма и среды.

Теория условных и безусловных рефлексов была разработана Иваном Петровичем Павловым (1849 - 1936), русским физиологом, первым русским учёным - нобелевским лауреатом. Согласно модели Павлова рефлекс является равновесным механизмом взаимодействия организма и среды. Безусловные рефлексы обеспечивают существование и целостность как самого организма, так и биологического вида, однако изменчивость внешней среды диктует необходимость дополнения механизма системой условных рефлексов, обеспечивающих временные связи.

Безусловные рефлексы свойственны всем представителям одного биологического вида, это стереотипные реакции, которые также называют проводниковыми. Условные реакции формируются за счёт отдельно возникающих условий, и для начала формирования условного рефлекса необходима информация об изменениях внешней среды, а также системы обработки данной информации. Павлов рассматривал три компонента системы сбора и обработки информации - периферический, промежуточный и центральный. В высшей нервной деятельности он выделял две сигнальные системы, первой из которых являлись психические образы, возникающие в результате влияния физических раздражителей, а ко второй относились речевые и мыслительные процессы.

В теории Павлова психические явления регулируют процессы жизнедеятельности человека и являются носителями информационных сигналов, а рефлекс является основным механизмом регуляции. Результатом получения сигнала становилось образование рефлекторной дуги. Однако впоследствии представления о рефлекторной дуге были расширены и усложнены.

Русский физиолог Натан Осипович Бернштейн (1836 — 1891) предложил концепцию рефлекторного кольца. Согласно его теории регуляторная функция психики не заканчивается с отправлением команды на ответную реакцию организма, так как и за исполнением этой реакции требуется контроль, а после исполнения могут потребоваться коррективы и новые команды. Таким образом, психика стала рассматриваться как управляющая система со своей структурой и механизмами. В рамках развития кибернетики как науки об управлении получили развитие и теории рассмотрения психики как многозадачной информационно-контролирующей системы.

Из принципа неразрывности психики и физиологического состояния организма выросли различные направления психотерапии, основанные не только на собственно психологическом воздействии, но и на физических методах развития тела, рефлексотерапии, различных контактных техниках с применением водных процедур, массажа и всевозможных предметов. Однако множество методик и практик таких воздействий преподносится их адептами вне какой-либо связи с физиологией как таковой, поэтому к заявлениям об их исключительной эффективности следует относится с определённым скепсисом.

Представления об условном и безусловном рефлексе нашли своё продолжение в рассмотрении осознаваемых и неосознаваемых психических процеcсов. Изначально рассматривалось, что неосознаваемые психические процессы осуществляют контроль за безусловными рефлексами, в то время как осознаваемые управляют условными. Однако впоследствии были выявлены привычные психические процессы и переходы условных рефлексов в безусловные.

Наблюдение за рефлекторными характеристиками клиента может оказать существенную помощь практикующему психологу-консультанту в дифференциальной диагностике психических состояний и девиаций. Ряд физиологических реакций может указывать на соматические проблемы, которые, в свою очередь, могут оказывать влияние на психику. И при достаточной опытности психолог может посоветовать клиенту обратиться не только за психологической, но и за медицинской помощью. Здоровые рефлексы, наоборот, позволяют сосредоточиться на психических реакциях и проявлениях. Поэтому многие психологи изучают не только основы теории рефлексов, но и начала рефлексотерапии.

Татьяна Селянинова, психолог. 2017

Литература:
•   Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2008
•   Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 1999.


  • Главная   • Психология   • Научный подход   • Рефлекс - от физиологии к психологии  

Консультация Условия и ценыПростые ответы на элементарные вопросыНаправления психологииМетоды психотерапииЛичность Разбудите в себе красавицуНе хочу бояться, хочу путешествоватьЧетыре типа темпераментаТелосложение и темпераментФизиологические основы темпераментаСемья Конфликт поколений. Взрослая дочка, критикующая мамаПервое десятилетие Звуковая среда для малышаНа пути к взрослениюТеатр для малышаСчиталки. Развитие речи и навыков общенияКак учить стихи?Переход на «школьное» времяРебёнок врёт или фантазирует?Лоскутное творчество для всей семьиБудь бобр!Как приручить Чеширского КотаВторые полвека Старость. Историко-культурные традиции и стереотипыСтарость. Социально-экономические тенденцииПринципы достойной старости Три важных фактора сохранения долголетияКонцепция успешного старенияПроблема периодизации возраста старостиСтарение как биологический процессПроцессы старения организмаСоциальные аспекты старенияИзменения когнитивной сферы в возрасте поздней зрелостиСохранение памяти и интеллекта в возрасте поздней зрелостиРазвитие личности в старостиОсобенности разных периодов старостиСемейные и дружеские отношения в пожилом возрастеРабота и уход на пенсиюТипы приспособления личности к старостиCтарая зависть к новой молодости Особенные люди Набойка по ткани. Продуктивное творчество детей и взрослых с ОВЗ. Научный подход Математика в психологииПсихология и кибернетикаРефлекс - от физиологии к психологииПрактикум Песочная терапия«Песочные фантазии». Терапия для детей 3-8 летПси-профи Профессиональная деформация психологаСложности работы психолога с пожилыми людьмиОсобенности общения психолога с пожилыми людьмиНравственные соблазны психолога-консультантаСайты и сообщества психологов



 
  © ZS7.ru Зелёный свет. Платформа №7, 2008-2024.
Психологическая консультация: гармоничное развитие личности, преодоление кризисов и эмоциональных травм, спокойное и разумное восприятие себя и мира, решение проблем общения и взаимопонимания.
контакты
о проекте
карта сайта

Зеленый свет в социальной сети Вконтакте

 
 
  Строительство Интерьер Культура Детский мир Безопасность
Наука и техника Бизнес Промышленность Еда Вино Туризм Калейдоскоп