Консультация
Личность
Семья
Первое десятилетие
Вторые полвека
Особенные люди
Наука Практикум Пси-профи |
Профессиональная деформация психологаПод профессиональной деформацией понимают комплекс изменений в структуре и состоянии личности, связанных с профессиональными занятиями и накопленных за некоторый промежуток времени. Профессиональные изменения обычно неочевидны, особенно для коллег и сослуживцев, для семьи и друзей. Чаще всего проблема, вызванная профессиональной деформацией, обнаруживается спонтанно, и её истоки могут долго оставаться недооценёнными или вообще нераспознанными. Деформации могут затрагивать и область физиологии, меняя скорость реакций человека, его физическое состояние и способность к адаптации. Говоря о профессиональной деформации, в психологической литературе подразумевают накопление и формирование отрицательных черт, эмоций, характеристик. Но в широком рассмотрении деформации не обязательно являются негативными. Неопытные и неуверенные студенты с опытом становятся спокойнее и свободнее в оперировании различными методиками, набираются мудрости и учатся переживать эмоциональные реакции вместе с клиентами без отрицательного эффекта. В целом, личности многих психологов развиваются гармонично и позитивно, поэтому предполагать, что профессия накладывает сугубо негативные черты нельзя. Важно помнить об этом и при диагностике негативных состояний, нельзя сосредотачиваться на каком-то одном проявлении, важно оценивать ситуацию комплексно, подмечая и положительные черты. Также важно понимать, что профессиональные деформации складываются в работе любых специалистов в любой сфере деятельности. Избежать влияния профессии невозможно, однако это не значит, что нужно рассматривать это влияние только со знаком минус. Проблема профессиональной деформации психологов, особенно психологов-практиков, недостаточно изучена даже в странах с многолетними традициями психологоческой помощи и устоявшимися правилами формирования профессиональных ассоциаций и сообществ психологов. В российских реалиях, когда психологом может назваться практически любой человек даже без образования, актульными являются вопросы определения уровней профессиональной компетенции. Проблемы профессиональной деформации психологов остаются вне поля внимания прежде всего самих психологов. В России высок уровень недоверия к психологии, как науке, и к психологам, как реально помогающим людям специалистам. Несомненный вклад в негативное отношение вносит то обстоятельство, что значительная часть психологов даже обладая высокой компетенцией, теряет профессиональный интерес к работе, а проявления профессиональной деформации ставят барьеры непонимания и неприятия к психологам со стороны клиентов. Публикации в тематической специализированной прессе выходят редко, и в целом носят информационно-нейтральный характер. Если грубые ошибки врачей становятся достоянием гласности с помощью средств массовой информации и социальных сетей, то ошибки психологов не разбираются и не подвергаются сколь-либо серьёзному анализу. Могут возникнуть возражения, что ошибки психологов крайне сложно определить и анализировать. Но если уж психолог берётся за работу с клиентом, он должен осознавать меру ответственности за свои действия, и сообщество психологов должно быть заинтересовано в том, чтобы контролировать и исследовать самих себя с точки зрения не только профессиональных знаний, но и соответствия этическим нормам, главная из которых - «не навреди». Психотерапевты, входящие в западные профессиональные организации, обязаны каждые 3-4 года проходить индивидуальный курс консультаций (а при необходиомости и психокоррекционные, психотерапевтические курсы) с независимым специалистом, которого назначает сама организация. Это естественная мера саморегуляции сообщества и оказания помощи друг другу в профессиональном и личном плане. Однако в России подобный самоконтроль не принят, и хотя сами психологи не отрицают желательности таких мер, мало кто применяет это правило к самому себе. Между тем, профессиональные деформации способны значительно снизить эффективность работы психолога и отразиться на его личной жизни. Причины профессиональных деформаций психологовКак и в любой другой профессии на развитие профессиональных деформаций влиет ряд факторов, среди которых можно выделить те, что относятся непосредственно к специальности, и те, которые связаны со средой деятельности. Особенностью психологии как профессиональной сферы является работа со областью человеческой психики, причём психики в нестабильном состоянии. Принимая и изучая внутренний мир другого человека, психолог проводит постоянную эмоциональную подстройку своего состояния, так как вне зависимости от мировоззрения, особенностей сознания, эмоциональных характеристик клиента он должен оставаться спокойным и сохранять эмпатию. Со временем и получением опыта накапливается усталость от постоянных переключений, и психолог начинает избегать слишком глубокого погружения в личность клиента, а затем наступает фаза формального отношения к работе, когда проговариваются нужные слова без соответствующей эмпатической реакции. Многочисленность различных мировоззрений, суждений и состояний клиентов влияет и на стабильность осознания мира самим психологом. Сталкиваясь с разными парадигмами сознания и догмами, развеивая предрассудки и объясняя шаблоны поведения, психолог автоматически сверяет чужие конструкты, и эти множественные проверки могут приводить к неустойчивости восприятия самого психолога. В начале профессиональной деятельности психологи обычно позитивно настроены и воспринимают клиентов тепло и дружелюбно. По мере работы начинает появляться понимание неоднозначности методик и подходов, а это понимание приводит к некоторому разочарованию. Неудачи или относительные неудачи, которые трактуются таковыми самим психологом, но не клиентом, накапливаются и начинают подавлять, образовывать зоны неуверенности и дискомфорта в работе. Многие психологи с энтузиазмом разрабатывают собственные методики, однако ни одна методика не может быть универсальной, и с осознанием ограниченности собственных разработок приходит нежелание работать вообще. После нескольких лет работы многие психологи испытывают кризис несовершенства человечества. Постоянное общение с людьми, переживающими сложные жизненные ситуации, подводит психолога к мыслям о собственной сверх-устойчивости и сверх-компетентности. Это умозрительное самовозвышение ведёт к оценочному перекосу в сторону преувеличения своих положительных качеств, но отрицанию положительных качеств клиентов. Психологу начинает казаться, что все его усилия напрасны, а работа не приносит результатов. Признаки профессиональной деформации психолога
• Чувство превосходства и пренебрежительное отношение к клиентам Проблемы самодиагностики и самокоррекцииНа адекватность самодиагностики психолога влияет фактор его субъективной уверенности в своём понимании поведенческих и ментальных особенностей клиентов, людей вообще, а значит, и самого себя в том числе. Но как раз субъективность восприятия мешает осознать и принять тот факт, что некоторые черты и проявления, которые списываются на усталость и внешние факторы, могут означать необходимость работы над профессиональной деформацией. Подсознательно и сознательно психологам непросто принять факт собственной нестабильности, так как они привыкают думать о себе и своем состоянии в позитивном ключе. Вторым проблемным фактором является отрицание проблем, особенно свойственное тем, кто полагает себя успешным и способным решать свои проблемы. Отрицание может продолжаться достаточно долго, в то время как деформации начинают играть всё большую роль в структуре личности. Блокировки размышлений и самонаблюдений становятся привычными, а затем врастают в сознание, и их корректировки требуют больших усилий. Не редкость и подмена решения знанием о способах решения. Психолог размышляет в том ключе, что он знает о проблеме, знает, как её решать, но на этом останавливается, не предпринимая никаких действий для реальной психокоррекции. Проблемы профессиональной деформации психологаКак практическая, так и теоретическая психология являются областями творческими. Психолог постоянно сталкивается с новыми людьми и обстоятельствами, не редкость, что ему приходится разрабатывать новые подходы и методики к новым случаям, и необходимо при этом быть в курсе научных новостей и разработок коллег. Но при этом часть работы психолога - это рутинные подсчёты и построения, обработка данных групп и индивидуальных клиентов. Надо уметь делать и одно, и другое. Сочетание различных занятий влечёт к психологии тех, кто хочет познавать новое и всё время находится в профессиональном движении. Но если бухгалтер может сводить цифры балансов в режиме рабочего уныния (хотя это чревато многочисленными ошибками), а автомеханику помогут доведённые до автоматизма движения и навыки (чреватые травмой в случае его невнимательности), то для психолога неприятие работы ставит вопрос о его профессиональной пригодности. Суть работы психолога такова, что это работа с людьми, где необходимо оставаться в контакте, во взаимодействии. Депрессивный психолог может помочь только личным примером «как не надо относиться к работе». Характерные проявления профессиональной деформации:
• Потеря интереса к работе, чувство неудовлетворённости, депрессия Отсутствие интереса к работе приводит к состояниям эмоционального перегорания, механическому воспроизведению тестов и упражнений. Как правило, клиенты улавливают состояние психолога по изменению тона речи, невербальными способами, и в ряде случаев неуверенные и подавленные люди могут относить отсутствие контакта на свой счёт, что лишь закрепляет их проблемы. Неуверенный, раздражённый или безразличный психолог нарушает принцип «не навреди», и тем самым теряет право считаться профессионалом. Отражение неурядиц на работе на личной самооценке, на мотивациях и желаниях человека - одно из самых обших мест в психологии личности. Однако сами психологи редко отдают себе отчёт в кризисах самовосприятия, возникающих вследствие выгорания и неудач в профессиональной деятельности. А за личной деформацией следуют разлады в отношениях с другими людьми, в том числе с самыми ближайшими. Без своевременного внимания и коррекции профдеформации могут приводить к одиночеству психолога и дальнейшим трансформациям личности. Преодоление профессиональной деформацииЕсли психолог внимательно относится к себе, то развивающиеся признаки профессиональной деформации его, конечно, насторожат. Внимательный анализ своих эмоций и суждений может проявить источники напряжённости или, наоборот, апатии. Однако далеко не все психологи способны на самокритичное и адекватное восприятие себя и своих особенностей. Предпочтительнее всё же обратиться за помощью к коллеге - хотя бы для проверки сделанных выводов. Если же психолог проходит регулярные диагностические консультации с другим специалистом, то развитие профессиональной деформации будет отмечаться в процессе этой работы. Абсолютно незачем воспринимать собственную профессиональную трансформацию как сугубо отрицательную, пагубную. В корректном многофакторном долговременном рассмотрении любая личность переживает периода развития, роста, но и периоды спада, которые могут быть связаны как с внутренней потребностью в паузе и осмыслении обретённого опыта, так и с внешними обстоятельствами. Констатация профессиональных деформаций психологов часто приходится на периоды спада, когда возникает потребность в анализе ситуации и эмоциональных перекосов. Но на следующем этапе роста часть этих деформаций сглаживается или даже исчезает. Меры преодоления деформаций психологами в целом следуют руслу общих рекомендаций представителями любых профессий. Однако специфичным фактором эффективности этих мер может стать подсознательное или сознательное увиливание психолога от работы над собой. Повторяя каждому клиенту постулаты о том, что без его внутреннего настроя невозможно добиться результата, психологи не всегда готовы применить это правило к себе. Внутреннее сопротивление психологов оказывается высоким и трудно преодолимым. Если психолог берётся за диагностику или коррекцию коллеги, следует учитывать это обстоятельство. Меры предупреждения и преодоления негативных профдеформаций
• Осознанное отношение к возможности профессиональных изменений психики и физиологии С точки зрения научно-практического исследования явления профессиональной деформации психологов оперировать практически нечем. Достоверных и обширных статистических данных нет, да и западные источники крайне скупы на цифры. Поэтому оценить какие-либо средние тренды или выделить какие-то более или менее значимые факторы, влияющие на профдеформацию психологов, невозможно. Остаются теоретические обоснования и предположения, опирающиеся на практический опыт отдельных специалистов. Но в целом, недооценивать явление профессиональной деформации психологов нельзя. В России постоянно расширяется круг психологов. Психологи работают в каждой школе. Психологи входят в составы отделов труда средних и крупных компаний. Психологи (и не только они) ведут многочисленные тренинги и курсы. Психологи проводят частные консультации, не регламентированные ни законом, ни кодексами профессиональных сообществ. Сколько из этих психологов сознательно и с пониманием своей ответственности сами проходят диагностику и консультации? По всей видимости - единицы. Сколько готовы признать необходимость такого практики? Вероятно, чуть больше, но это больше всё равно окажется в меньшинстве. В целом, проблема и профессиональной деформации, и в более широком плане - проблема компетенции психологов вообще - остаётся актуальной на глобальном уровне. А на личном уровне каждому и начинающему, и уже состоявшемуся психологу следует обращать внимание на собственное состояние и оценивать факторы влияния профессии на личность. Это вопрос не только профессиональной компетенции, но и персонального, семейного, общественного плана, гармонии личности в целом. Татьяна Селянинова, психолог. 2017 Следующая страница: Сложности работы психолога с пожилыми людьми
|
Консультация Условия и ценыПростые ответы на элементарные вопросыНаправления психологииМетоды психотерапииЛичность Разбудите в себе красавицуНе хочу бояться, хочу путешествоватьЧетыре типа темпераментаТелосложение и темпераментФизиологические основы темпераментаСемья Конфликт поколений. Взрослая дочка, критикующая мамаПервое десятилетие Звуковая среда для малышаНа пути к взрослениюТеатр для малышаСчиталки. Развитие речи и навыков общенияКак учить стихи?Переход на «школьное» времяРебёнок врёт или фантазирует?Лоскутное творчество для всей семьиБудь бобр!Как приручить Чеширского КотаВторые полвека Старость. Историко-культурные традиции и стереотипыСтарость. Социально-экономические тенденцииПринципы достойной старости Три важных фактора сохранения долголетияКонцепция успешного старенияПроблема периодизации возраста старостиСтарение как биологический процессПроцессы старения организмаСоциальные аспекты старенияИзменения когнитивной сферы в возрасте поздней зрелостиСохранение памяти и интеллекта в возрасте поздней зрелостиРазвитие личности в старостиОсобенности разных периодов старостиСемейные и дружеские отношения в пожилом возрастеРабота и уход на пенсиюТипы приспособления личности к старостиCтарая зависть к новой молодости Особенные люди Набойка по ткани. Продуктивное творчество детей и взрослых с ОВЗ. Научный подход Математика в психологииПсихология и кибернетикаРефлекс - от физиологии к психологииПрактикум Песочная терапия«Песочные фантазии». Терапия для детей 3-8 летПси-профи Профессиональная деформация психологаСложности работы психолога с пожилыми людьмиОсобенности общения психолога с пожилыми людьмиНравственные соблазны психолога-консультантаСайты и сообщества психологов |
© ZS7.ru Зелёный свет. Платформа №7, 2008-2024. Психологическая консультация: гармоничное развитие личности, преодоление кризисов и эмоциональных травм, спокойное и разумное восприятие себя и мира, решение проблем общения и взаимопонимания. |
контакты о проекте карта сайта |
|
|
Строительство
Интерьер
Культура
Детский мир
Безопасность
Наука и техника Бизнес Промышленность Еда Вино Туризм Калейдоскоп |