Зелёный свет. Психология 
  Консультация Личность Семья Первое десятилетие Вторые полвека Особенные люди
Наука Практикум Пси-профи
 
 

Песочная терапия

А я построю снова мой безумно дивный, мудрый город.
Ты с головой ушел в войну, твои глаза сжигает порох.
А я открыл окно, быть может ты услышишь звуки хора.
И ты забудешь постепенно о войне.
И миллионами огней тебя прельстит мой чудный город.
Ты не достроил на песке безумно дивный чудный город
Павел Кашин

Наблюдение

Место наблюдения: Биологический музей им. Тимирязева, интерактивный стенд с песком
Количество человек: до 10
Набюдаемый: взрослый мужчина за сорок, отец семейства

Ситуация: Мама с парочкой детей возраста 8-10 лет удалилась в другую сторону зала. Папа, очевидно не принимающий активного участия в музейном образовании детей, устал бестолково слоняться и задержался у стенда с насыпанным песком. Интерактивный элемент экспозиции предполагает детское творчество, однако и взрослые охотно задерживаются, чтобы хотя бы захватить песок и высыпать его. Песочный стенд представляет собой горизонтальную поверхность со стенками с насыпанным внутри песком, который любой желающий может превратить в древний ландшафт.

Оставшийся в одиночестве мужчина сосредоточенно превращает песочницу в череду выстроенных по диагонали песочных конусов от большого к маленькому. В его работе чувствуется кропотливость и аккуратность. Правильные пропорции уменьшения конусов подсказывает, что мужчина, скорее всего, профессионально связан с какими-либо геометрическими построениями. Это может быть как техническое конструирование, так и дизайн.
Голоса чужих детей, только что вошедших в зал, побуждают его несколькими решительными движениями разметать песок, а затем и выровнять его широкими круговыми движениями. Глава семейства становится похож на мальчишку, застуканного за баловством.
Что значило эта действие, без беседы и анализа определить невозможно. Но очевидно, что детское занятие помогло мужчине расслабиться, переключится на какую-то другую волну. Если бы взрослые могли чаще погружать руки в песочные горки, мир точно был бы счастливее.

Песочная терапия

Метод песочной терапии (английское название - sandplay, иногда по-русски называют сэндплей) как практический инструмент европейской психотрапии был разработан в рамках аналитической психологии К.Юнга, которая исследует коллективное бессознательное и его влияние на психо-эмоциональное состояние. С помощью песочной терапии клиент может выразить своё бессознательное и установить с ним контакт. Символические мысленные образы, обретая материальное, зримое воплощение помогают увидеть внутреннее состояние души и проанализировать связи сознательного и бессознательного, что помогает гармонизации психического состояния.

Японские практики достижения духовной гармонии используют подобие песочной терапии в создании «сада камней» - специально устроенной ландшафтной композиции, которая может быть разных размеров и разного символического содержания. В большинстве таких построений используется песок, который выравнивается граблями в виде окружающих камни волн.

Ещё одно издревле известное использование песка в постижении себя и своих душевных порывов - построение мандалы, символической картины вселенной. Тибетские монахи кропотливо выкладывают сложный рисунок из цветного песка на протяжении нескольких месяцев. Площадь мандалы может составлять несколько квадратных метров. Завершением работы становится её торжественное разрушение - создатели сметают песок кисточками, и это действие символизирует собой конечность времени. Монахи в этой практике тренируются не цепляться за свои творения, сколь бы прекрасны они ни были.

Песочный город
Песочный город, выстроенный с помощью формочек

В современной психологии методики песочной терапии применяются для проработки каких-то конкретных тем помимо собственно юнгианского психоанализа. Введение сценариев и упражнений заметно расширило зону применения песочной терапии. Песочную терапию используют психологи разных подходов и для разных случаев. В ряде публикаций песочную терапию рассматривают как вариант арт-терапии. Песочные игры с проработками историй, сценариев, эмоциональных характеристик героев вошли в обиход гештальт-терапевтов и когнитивных психологов.

Особенность песочной терапии - возможность создания визуального образа, проработки конкретных ситуаций, обращения к бессознательному для лиц с ограниченными двигательными и вербальными возможностями. Обычно рекомендуемая арт-терапия в виде рисунков даёт лишь плоскостную картину, в то время как построение песочной цивилизации способно передать пространственные и дистанционные характеристики людей и обстоятельств.

Однозначного толкования тех или иных композиций из песка нет и быть не может. В процессе творчества клиента психолог решает и диагностические, и терапевтические задачи, ориентируясь на собранную информацию и поставленные цели. В целом, те или иные действия, которые клиент повторяет или на которых ему важно сделать акцент, могут указывать на точки напряжения, внутренного разлада, на значимый круг явлений или ощущений, которые не могут быть переданы словами.

Юнгианская песочная терапия

Песочная терапия с юнгианским подходом ориентирована на невербальную передачу психических движений, переживаний, которые не находят выражения в обычных словах. Там, где попытки объяснений сводятся к набору маловыразительных клише, песочная терапия открывает возможность передачи чувств и эмоций, создания видимой части внутреннего мира и путешествия в этот внутренний мир. Ключевой момент юнгианской песочной терапии - спонтанность песочного творчества, необдуманность выбора фигурок и действия вне плана, вне рациональной логики, которая пытается сочинить, навязать свою историю. Нет никаких правил по созданию песочного рисунка или композиции. Более того, сама песочная терапия часто проходит по инициативе клиента, когда ему важно успокоится или передать какое-то сильное ошушение.

Песочная терапия в не-юнгианском подходе

Соединение песочной терапии с вербальным взаимодействием, использованием игрового подхода и упражнений, обсуждением конкретных тем позволяет более свободно и легко преодолевать внутренние блокировки и стереотипы. Воспроизведение событий прошлого может активировать воспоминание о психоэмоциональной травме, что позволит скорректировать её негативное действие. Проигрывание тех или иных сценариев, диалогов, сцен может стать хорошим тренингом, изменяющим отношение клиента к себе. Полученный на занятиях творческий импульс помогает раскрыть возможности самовыражения, способствовать развитию художественных способностей в различных областях.

Скульптура из песка «Чудесный мир фантазий»
Скульптура из песка «Чудесный мир фантазий». Автор - Лебездов Дмитрий (Архангельск)
Фестиваль «Чудеса света», Самара, 2014

Элементы песочной терапии

Обычно для песочной терапии используют собственно песок и достаточное количество вспомогательных элементов и фигурок. Упираться в некую «правильность» песка и наборов для песочной терапии нет никакого смысла. Подойдёт обычный чистый песок и всё, что только придёт в голову терапевту и клиенту, от деталек лего и миниатюрных фигурок динозавров до макетов домов и моделей планет. Пределов фантазии нет - и ограничивать её не стоит.

Действия с песком в рамках песочной терапии:
•  Создание фантазийных композиций в интуитивном ключе, без сознательного направления фантазии.
•  Рисование пальцами и руками по поверхности песка.
•  Создание песочных скульптур разного размера - люди, животные, фантазийные композиции.
•  Постройка дома, башни, здания, пещеры - места обитания, проживания, заточения, спасения.
•  Постройка города с созданием планировки и включением элементов инфраструктуры.
•  Создание сцены и её развитие в действии различных персонажей или стихий.
•  Проведение динамической расстановки персонажей, которые могут быть выражены лишь песочными горками.

В песочной терапии есть очень важное отличие от многих других методик - она ориентирована на тактильное восприятие. Работая с песком, клиент ощущает песчинки, он устанавливает связь со своим внутренним миром не только посредством звуков и зрительных картинок, но и с помощью прямого, непосредственного воздействия на материал. Для многих клиентов важна и прямая символика действий с песком - они выступают как творцы своего маленького мира, и этот опыт помогает им в уравновешивании психического состояния.

Для понимания и соприкосновения с внутренним миром клиента терапевту важно изучать последовательно создаваемые клиентом песочные композиции в динамике. Поэтому при любых подходах и целях метода желательно рассматривать несколько песочных сюжетов и построений, которые дают представление об изменениях внутреннего состояния клиента во времени.

Песочный ход

Внутреннее сопротивление песочной терапии

Фраза «песочная терапия» нередко вызывает улыбки у клиентов, ещё не знакомых с методикой. «Это детское занятие, которое не пристало взрослому человеку», «Я испачкаюсь», «Я не верю, что эта ерунда мне поможет» - отговорок может быть множество, однако с преодолением внутренного сопротивления большинство клиентов понимает пользу и смысл игр в песке. Предрассудки более свойственны мужчинам и женщинам делового профиля, быстрым, торопящимся, ориентированным на графики, расписания и строгий тайм-менеджмент. Но подчас и строгие домохозяйки, испытывающие давление семейных стереотипов, не готовы использовать конкретный материал для визуализации своего внутреннего мира. Требуется время и деликатный подход, чтобы побудить их к занятиям в песочнице.

Песочная терапия помогает застенчивым, чрезмерно стеснительным людям, а также тем, кто сомневается в своих креативных способностях. Для людей, переживших травматический опыт, разговор о переживаниях часто оказывается крайне болезненным, повторно травмирующим. Песочная терапия позволяет выразить эмоции и чувства без необходимости подбора слов, но в то же время возвращаясь в болезненную зону, соприкасаясь с ней без раздражения и негатива. Эмпатическая помощь психолога позволяет оставить неприятные переживания в прошлом без повторного огорчения и стресса.

Пляжная самотерапия без психологов и толкований

На любом песочном пляже, где есть хоть небольшая группа отдыхающих, обязательно найдётся несколько человек, которые начнут строить из песка башни и города, созидать скульптуры и целые песочные фантазии. В большинстве случаев это происходит спонтанно, и строители мало задумываются о пользе своего развлечения. Между тем, песочные игры, как и любое свободное творчество, помогают гармонизации психо-эмоциональной сферы.

Песочная башня
Песочная башня. Пляж Джемете, 2011.
Диаметр основания около 2 метров, высота около 1 метра.

Песочная башня
Вавилонская песочная башня. Пляж Джемете, 2011.
Диаметр основания около 2 метров, высота около 1 метра.

Многие любители пляжного отдыха предпочитают валяться на лежаках и в шезлонгах, но это ленивый отдых, мало что дающий телу и сознанию. Если есть возможность, то стройка из песка станет и двигательным, и ментально-эмоциональным упражнением, с помощью которого можно не только отдохнуть, но и стряхнуть с себя хроническую усталость, стрессовое состояние.

Две песочных башни
Две башни рядом. Пляж Джемете, 2011.

Две башни, представленные на снимках, построены в течение пары часов, двумя группами отдыхающих, незнакомых друг с другом, причём вторая башня стала своеобразной сестрой-конкуренткой первой, и это побудило первую команду украсить своё творение ракушками. Конечно, это не было песочной терапией в прямом и осознанном ключе, как не было и конкурсом, спортом. Но несомненно, что совместное творчество незнакомых прежде людей оставило у всех приятное чувство взаимопонимания и общности, которое подчас непросто найти в деловом ритме большого города. Строительство башен показало и детям пример конкуренции без конфронтации, в атмосфере сотрудничества и общего веселья.
Так что если уж вы оказались на песочном пляже - стройте всё, что только придёт в голову.

Татьяна Селянинова, психолог. 2017, фото автора


Литература:
•   К.Г. Юнг. Воспоминания, сновидения, размышления.
•   Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. – СПб.: Речь, 2010.
•   Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. — СПб.: Речь, 2006. — 176 с.
•   Штейнхард Л. Юнгианская песочная терапия. — СПб.: Питер, 2001. — 320 с.

Ссылки:
•   Чудеса света. Всероссийский фестиваль песчаных скульптур. Самара, 2014 год


Следующая страница: «Песочные фантазии». Терапия для детей 3-8 лет

  • Главная   • Психология   • Практикум   • Песочная терапия  

Консультация Условия и ценыПростые ответы на элементарные вопросыНаправления психологииМетоды психотерапииЛичность Разбудите в себе красавицуНе хочу бояться, хочу путешествоватьЧетыре типа темпераментаТелосложение и темпераментФизиологические основы темпераментаСемья Конфликт поколений. Взрослая дочка, критикующая мамаПервое десятилетие Звуковая среда для малышаНа пути к взрослениюТеатр для малышаСчиталки. Развитие речи и навыков общенияКак учить стихи?Переход на «школьное» времяРебёнок врёт или фантазирует?Лоскутное творчество для всей семьиБудь бобр!Как приручить Чеширского КотаВторые полвека Старость. Историко-культурные традиции и стереотипыСтарость. Социально-экономические тенденцииПринципы достойной старости Три важных фактора сохранения долголетияКонцепция успешного старенияПроблема периодизации возраста старостиСтарение как биологический процессПроцессы старения организмаСоциальные аспекты старенияИзменения когнитивной сферы в возрасте поздней зрелостиСохранение памяти и интеллекта в возрасте поздней зрелостиРазвитие личности в старостиОсобенности разных периодов старостиСемейные и дружеские отношения в пожилом возрастеРабота и уход на пенсиюТипы приспособления личности к старостиCтарая зависть к новой молодости Особенные люди Набойка по ткани. Продуктивное творчество детей и взрослых с ОВЗ. Научный подход Математика в психологииПсихология и кибернетикаРефлекс - от физиологии к психологииПрактикум Песочная терапия«Песочные фантазии». Терапия для детей 3-8 летПси-профи Профессиональная деформация психологаСложности работы психолога с пожилыми людьмиОсобенности общения психолога с пожилыми людьмиНравственные соблазны психолога-консультантаСайты и сообщества психологов



 
  © ZS7.ru Зелёный свет. Платформа №7, 2008-2024.
Психологическая консультация: гармоничное развитие личности, преодоление кризисов и эмоциональных травм, спокойное и разумное восприятие себя и мира, решение проблем общения и взаимопонимания.
контакты
о проекте
карта сайта

Зеленый свет в социальной сети Вконтакте

 
 
  Строительство Интерьер Культура Детский мир Безопасность
Наука и техника Бизнес Промышленность Еда Вино Туризм Калейдоскоп