Зелёный свет. Психология 
  Консультация Личность Семья Первое десятилетие Вторые полвека Особенные люди
Наука Практикум Пси-профи
 
 

Звуковая среда для малыша

Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредоточиваться на звуках, выделять их характерные особенности – очень важная человеческая способность. Без неё нельзя научиться внимательно слушать и слышать другого человека, любить музыку, понимать голоса природы.

Малыш воспринимает звуки с первых дней своей жизни. Даже в утробе матери он реагирует на громкие звуки и замирает, услышав знакомый голос. Обычно уже к году дети обладают достаточно большим запасом слуховых впечатлений, однако малыши, как правило, не отдают себе отчёт в том, что именно они воспринимают на слух. Окружающие звуки чаще всего воспринимаются ими неосознанно, сливаясь с другими, более важными для них зрительными впечатлениями. Звуки, как правило, не замечаются, не выделяются детьми.

Динь-дон! Правильная звуковая среда

В последнее время родители стремятся дать малышу как можно больше слуховых впечатлений: включают громкую музыку, ставят диски с детскими спектаклями и сказками, в квартире не смолкают радио или телевизор. Но такая перегруженная звуковая среда притупляет слух ребёнка и делает некоторые звуки неразличимыми. Эти звуки сливаются в привычный монотонный фон, ничего не значащий для малыша. Избыток ничего не значащих звуков, исходящих из разных электронных источников, блокирует развитие слуха малыша и делает его нечувствительным к звуковому ряду. Звук можно услышать только в тишине. Поэтому первое условие для нормального развития слуха малыша – это минимизация звуковых воздействий для того, чтобы открыть малышу особый мир звуков, сделать их привлекательными, значимыми, говорящими о чём-то важном.

Звуковая среда для малыша

Первые звучащие игрушки – когда?

Самые главные источники звуков для малышей – это звучащие игрушки и голоса близких взрослых. Звучащие игрушки – погремушки – нужны младенцу уже в 2–3 месяца. В первые месяцы, когда малыш ещё не умеет действовать руками, это могут быть подвесные игрушки. Среди них особенно хороши:

• музыкальная карусель с 3–4 различными фигурками: её вращение перед глазами малыша, сопровождаемое приятной мелодией, вызывает слуховое сосредоточение, и в течение нескольких минут ребёнок с восторгом наблюдает и слушает знакомую мелодию;

• колокольчики и бубенчики, которые раскачиваются над кроваткой и издают мелодичные звуки: взрослый может поиграть колокольчиком, звеня им то справа, то слева – в такой игре малыш учится сосредотачиваться на звуке и поворачивать голову в его сторону.

Сначала малыш внимательно рассматривает эти предметы, прислушивается к их звучанию. В 4–5 мес. он начинает специально тянуться к ним и вызывать их звук. Он как бы открывает свою возможность воздействовать на доступные предметы и охотно ею пользуется.

Погремушка – важная игрушка!

Для развития слуховой концентрации можно использовать не только подвесные предметы, но и обычные погремушки. Погремушки – самые важные и традиционные игрушки для младенцев. Сначала погремушку демонстрирует взрослый. Вы должны заинтересовать малыша видом и звуком игрушки и побудить его следить за её перемещениями. У младенца быстро устанавливается связь между звуком и появлением погремушки. Он радуется и улыбается, едва услышав знакомый звук, потому что для малыша эта игрушка связана с близким человеком, который её показывает. Но главное назначение погремушки заключается в том, чтобы «греметь», т. е. держать её в своих руках и действовать самостоятельно.

Увидеть, как получается звук

К концу первого года, когда малыш уже хорошо умеет держать предметы и действовать руками, ему нужны более сложные музыкальные игрушки. Важное требование к ним – «открытость» источника звука. Малыш должен видеть, как получается звук, и вызывать его своими действиями. Таких игрушек много, и они достаточно просты. Это барабаны, колокольчики, маракасы, игрушки с открытыми струнами и пр. В этих и других подобных игрушках ребёнок сам может регулировать громкость и частоту звука, что помогает ему, с одной стороны, управлять своими движениями, а с другой – прислушиваться к звукам и различать их. Поющие и сложно звучащие электронные игрушки неподвластны желаниям и действиям ребёнка, а потому бесполезны для его развития.

Нужна ли музыка малышам?

Малышам нужна хорошая музыка, но она должна быть не фоном их повседневной жизни, не просто звучать из магнитофона или радиоприёмника, но побуждать к собственной активности – к ритмичным движениям, танцу, пению. Только так маленький ребёнок может приобщиться к миру музыки, почувствовать его настроение и красоту. Но для этого необходимо участие близкого взрослого. Даже самые маленькие дети начинают раскачиваться и пританцовывать в такт музыке. Эти простые движения важно поддерживать своими словами, участием и подпеванием.

Лучший инструмент для развития слуха

Самый важный звук для малыша до трёх лет – это пение матери. Колыбельные песни, музыкальные потешки и припевки обладают самым сильным развивающим воздействием. Даже если у мамы далеко не совершенный музыкальный слух – воздействие живого голоса значительно сильнее, чем профессиональное звучание симфонического оркестра или шлягеров, записанных на диски. Известно, что дети, которым пели их мамы и бабушки (даже не совсем правильно и чисто), как правило, имеют хороший музыкальный слух и любят петь сами.

Способность слушать и понимать звуки – речевые, музыкальные, природные – не возникает сама по себе даже при наличии острого природного слуха. Её нужно целенаправленно развивать у ребёнка первых лет жизни.

Елена Смирнова
журнал «МамаПапаДети»


Следующая страница: На пути к взрослению

  • Главная   • Психология   • Первое десятилетие   • Звуковая среда для малыша  

Консультация Условия и ценыПростые ответы на элементарные вопросыНаправления психологииМетоды психотерапииЛичность Разбудите в себе красавицуНе хочу бояться, хочу путешествоватьЧетыре типа темпераментаТелосложение и темпераментФизиологические основы темпераментаСемья Конфликт поколений. Взрослая дочка, критикующая мамаПервое десятилетие Звуковая среда для малышаНа пути к взрослениюТеатр для малышаСчиталки. Развитие речи и навыков общенияКак учить стихи?Переход на «школьное» времяРебёнок врёт или фантазирует?Лоскутное творчество для всей семьиБудь бобр!Как приручить Чеширского КотаВторые полвека Старость. Историко-культурные традиции и стереотипыСтарость. Социально-экономические тенденцииПринципы достойной старости Три важных фактора сохранения долголетияКонцепция успешного старенияПроблема периодизации возраста старостиСтарение как биологический процессПроцессы старения организмаСоциальные аспекты старенияИзменения когнитивной сферы в возрасте поздней зрелостиСохранение памяти и интеллекта в возрасте поздней зрелостиРазвитие личности в старостиОсобенности разных периодов старостиСемейные и дружеские отношения в пожилом возрастеРабота и уход на пенсиюТипы приспособления личности к старостиCтарая зависть к новой молодости Особенные люди Набойка по ткани. Продуктивное творчество детей и взрослых с ОВЗ. Научный подход Математика в психологииПсихология и кибернетикаРефлекс - от физиологии к психологииПрактикум Песочная терапия«Песочные фантазии». Терапия для детей 3-8 летПси-профи Профессиональная деформация психологаСложности работы психолога с пожилыми людьмиОсобенности общения психолога с пожилыми людьмиНравственные соблазны психолога-консультантаСайты и сообщества психологов



 
  © ZS7.ru Зелёный свет. Платформа №7, 2008-2024.
Психологическая консультация: гармоничное развитие личности, преодоление кризисов и эмоциональных травм, спокойное и разумное восприятие себя и мира, решение проблем общения и взаимопонимания.
контакты
о проекте
карта сайта

Зеленый свет в социальной сети Вконтакте

 
 
  Строительство Интерьер Культура Детский мир Безопасность
Наука и техника Бизнес Промышленность Еда Вино Туризм Калейдоскоп