Консультация
Личность
Семья
Первое десятилетие
Вторые полвека
Особенные люди
Наука Практикум Пси-профи |
Считалки. Развитие речи и навыков общенияРодителям дошкольников нередко приходится сталкиваться с ситуацией, когда дети, не поделив игрушку, книжку или, к примеру, возможность первым покачаться на качелях, буквально готовы разорвать друг друга в клочья. Вместо того чтобы в очередной раз ругать маленьких драчунов, научите их договариваться с помощью считалок. Казалось бы, со времён нашего детства не так много воды утекло, а между тем считалки уже практически исчезли из обихода юного поколения. Когда просишь нынешних детей о чём-то договориться, в лучшем случае самые коммуникабельные сумеют найти слова, чтобы объяснить, почему, к примеру, водящими в игре должны быть именно они, почему им надо первыми попробовать покататься на качелях, в худшем – завяжется та самая драка. Поэтому давайте вспоминать, как мы сами договаривались в детстве, и учить этому детей. Жребий брошен!Во всех подвижных играх, в которые любят играть практически все дети, необходим водящий. Чтобы его выборы не превратились в настоящее сражение между детьми, научите их выбирать водящего с помощью МЕТКИ: для каждого ребёнка надо приготовить по одинаковой палочке, спичке или травинке, одну из которых следует укоротить, и после этого, зажав их в руке, предложить каждому игроку вытянуть любую метку. Тот, кому досталась самая маленькая палочка, и становится водящим. Есть и еще один забытый, но очень интересный способ выбора ведущего, когда игрокам предлагается МЕРИТЬСЯ НА ПАЛКЕ или – как говорили раньше – КАНАТЬСЯ. Для этого один из детей берётся одной рукой за нижний конец длинной палки. Затем вплотную к его кулаку за палку берётся второй, третий и т. д. Когда каждый участник жеребьёвки уцепился за палку одной рукой, первый ребёнок обхватывает палку второй рукой, и всё повторяется вновь. Тот, кто захватит рукой верхний конец палки, и становится избранным. И всё же наибольший интерес для детей представляют СЧИТАЛКИ, сопровождаемые рифмованными стишками с подчёркнуто строгим соблюдением ритма. Самый распространенный вид считалки предназначен непосредственно для расчёта играющих:
За стеклянными дверями
Чтобы посчитаться, дети становятся в тесный круг и хором говорят считалку, каждый слог которой сопровождается прикосновением к одному из игроков. Тот, на кого придётся последний слог, водит, или наоборот – если так договорились игроки – выходит из круга, а водит в этом случае последний оставшийся.
Если вы помните, были в нашем детстве и другие считалки, которые предназначались одновременно и для расчёта, и для игры. Именно эти считалки заканчиваются вопросами или заданиями. Игрокам нередко приходится делать какой-то «выбор», а, следовательно, проявлять свою находчивость, сообразительность и внимательность. Чтобы выиграть, нужно точно запомнить, с кого начался расчёт, быстро отсчитать своё место в круге и выкрикнуть нужное слово или число. К такому типу считалок относится известная «На золотом крыльце сидели…», которую вы наверняка вспомните и научите ей своих детей. А здесь мы приводим еще несколько интересных считалок «с выбором». Вот, к примеру, считалки для малышей:
Подогрела чайка чайник,
…и для тех, кто постарше:
Дора, Дора, помидора.
Есть считалки, где игрок, выигравший по расчёту, отдаёт своё право покинуть круг другу, а сам остается для возможных испытаний:
Катилася тороба
Таинственные считалкиЛично мне в детстве очень нравились считалки со словами неизвестного происхождения. К примеру, попробуйте перевести слова из следующей считалки:
Тады-рады тынка –
Сложно, но очень интересно. Но, оказывается, непонятные слова в считалках появились совсем не случайно. Истоки этой «галиматьи» надо искать в глубокой древности, куда и уходит корнями детская считалка. Происхождение детских считалок, как и скороговорок, несомненно, связано с древними формами гаданий (выбор водящего посредством случая) и с архаичной верой в число. По мнению учёных, считалка есть не что иное, как охотничья жеребьёвка, связанная с гаданием (чёт – нечет, повезёт – не повезёт) и магией, которая должна принести удачу в охоте. Такие жеребьёвки включали в себя пересчёт участников, иногда с распределением ролей или функций в совместной охоте. Перед промыслом счёт решал многое. Человек с несчастливым числом, предназначенный к выполнению ответственной роли, мог погубить, по представлениям людей, всё дело. Поэтому названия чисел у многих народов заменялись «непонятными» словами, что могло быть связано с верой в счастливые и несчастливые числа. Счётные слова нарочно искажались или заменялись бессмысленными созвучиями, иногда заимствованными числительными, иногда совсем заумной абракадаброй. Например, начало считалки «Эники, бэники, рэсь…» (известной у всех восточных славян) содержит видоизмененные латинские числительные unus, bini, tres (обозначающие соответственно «один», «два», «три»), а начальные слова считалок «Анцы, шванцы…» восходят к немецким числительным ein, zwei («один», «два») и т. д. Немало было и других запретов, связанных с пересчётом чего-либо. Так, у живших в Забайкалье русских было запрещено считать гусей во время перелёта – кто не соблюдал этого запрета, тот якобы терял память. А у жителей Иркутской губернии запрещалось считать убитую дичь, иначе впредь не будет удачи. Детская игра всегда воспроизводит жизнь взрослых. По-видимому, имитируя приготовление взрослых к серьёзным делам, дети и переняли у них «заумный счет», ставший прообразом современных «непонятных» считалок. Со временем «считалка-абракадабра» стала развиваться своим особым путём, и новые бессмысленные элементы вносились в неё уже лишь как художественные детали. Но бессмыслица не могла долго жить в фольклоре, и в считалку стали проникать осмысленные фразы, отдельные слова. Из слов, составляющих считалку, сплеталось какое-то содержание, а вскоре появились и «сюжетные» положения:
Цынцы-брынцы, балалайка,
Cчиталка-обучалкаСчиталку можно использовать не только в качестве прелюдии к игре или как средство развития договорных отношений. Считалка может выступать и как прекрасное средство развития памяти – у многих не желающих учить стихи малышей она пробуждает потребность в заучивании. Ведь так хочется стать водящим хотя бы в считалке, а для этого надо знать нечто особенное, чего не знают остальные! А если постараться, можно найти и выучить с ребёнком не просто считалку, а считалку-обучалку. Например, такую:
В нашем кузовочке
Возможно, знакомство со считалкой не только избавит ваших детей от лишних ссор, но и пробудит в них интерес к собственному словотворчеству. Не забудьте поделиться первыми стихотворными успехами крохи с нами! Кто знает, быть может, в вашем доме растёт будущий поэт… Валентина Меркулова Следующая страница: Как учить стихи?
|
Консультация Условия и ценыПростые ответы на элементарные вопросыНаправления психологииМетоды психотерапииЛичность Разбудите в себе красавицуНе хочу бояться, хочу путешествоватьЧетыре типа темпераментаТелосложение и темпераментФизиологические основы темпераментаСемья Конфликт поколений. Взрослая дочка, критикующая мамаПервое десятилетие Звуковая среда для малышаНа пути к взрослениюТеатр для малышаСчиталки. Развитие речи и навыков общенияКак учить стихи?Переход на «школьное» времяРебёнок врёт или фантазирует?Лоскутное творчество для всей семьиБудь бобр!Как приручить Чеширского КотаВторые полвека Старость. Историко-культурные традиции и стереотипыСтарость. Социально-экономические тенденцииПринципы достойной старости Три важных фактора сохранения долголетияКонцепция успешного старенияПроблема периодизации возраста старостиСтарение как биологический процессПроцессы старения организмаСоциальные аспекты старенияИзменения когнитивной сферы в возрасте поздней зрелостиСохранение памяти и интеллекта в возрасте поздней зрелостиРазвитие личности в старостиОсобенности разных периодов старостиСемейные и дружеские отношения в пожилом возрастеРабота и уход на пенсиюТипы приспособления личности к старостиCтарая зависть к новой молодости Особенные люди Набойка по ткани. Продуктивное творчество детей и взрослых с ОВЗ. Научный подход Математика в психологииПсихология и кибернетикаРефлекс - от физиологии к психологииПрактикум Песочная терапия«Песочные фантазии». Терапия для детей 3-8 летПси-профи Профессиональная деформация психологаСложности работы психолога с пожилыми людьмиОсобенности общения психолога с пожилыми людьмиНравственные соблазны психолога-консультантаСайты и сообщества психологов |
© ZS7.ru Зелёный свет. Платформа №7, 2008-2024. Психологическая консультация: гармоничное развитие личности, преодоление кризисов и эмоциональных травм, спокойное и разумное восприятие себя и мира, решение проблем общения и взаимопонимания. |
контакты о проекте карта сайта |
|
|
Строительство
Интерьер
Культура
Детский мир
Безопасность
Наука и техника Бизнес Промышленность Еда Вино Туризм Калейдоскоп |